Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

Гоголь затеял разговоры из темной комнаты

Гоголь затеял разговоры из темной комнаты
просмотров: 4319 | комментариев: 0 | Фото: © Фрагмент афиши «Разговоры из темной комнаты»
27.04.2016 13:51 
20 и 21 мая в городском универмаге Luks (ул. Серебренниковская, 31, 6-й этаж) состоится сибирская премьера. Mobile Academy Berlin в сотрудничестве с Гёте-Институтом в Новосибирске представит в Новосибирске свой новый проект «Разговоры из темной комнаты» — Аппарат по оживлению утерянных и вымаранных текстов, сообщает PR-слежба Гёте-Института в Новосибирске.

Впервые всемирно известный куратор и художник Ханна Хурциг (Hannah Hurtzig) работает в России, и пространством для ее перформативной инсталляции на этот раз выступит не театр или музей, а пустующее пространство верхнего этажа новосибирского городского люксового универмага. В центре разговоров окажутся утерянные и вымаранные тексты.

Будучи записанными, истории превращаются в тексты. Тексты можно читать и распространять, но их также можно и запретить, сжечь, потерять, а то и вовсе забыть. Но если люди сохранили истории в своей памяти, то становится сложнее воспрепятствовать их распространению. Все, что необходимо, — это рассказчик, способный поведать историю в определенном месте, и публика, готовая его слушать. Таким образом, рассказывание историй становится способом вернуть из небытия то, что было забыто, вымарано, спрятано или совсем не было написано. «Разговоры из темной комнаты» инсталлируют аппарат, который ускоряет процесс возврата утраченного и способствует ему.

Главными действующими лицами аппарата являются «рассказчики» — эксперты в различных областях из Новосибирска, а также выбранные за время подготовки к проекту теоретики и художники из Санкт-Петербурга, Москвы и Берлина.

Аппарат состоит из шести станций (зал ожидания, офис, студия, арена, кино и кухня), между которыми может передвигаться публика. Эти станции отражают различные формы речевых высказываний в нескольких форматах, вживую или в записи: лекции и диалоги с экспертами, «харизматичные консультации», кухонные сплетни, актерские читки текстов.

Все станции будут работать одновременно. Зрители смогут свободно перемещаться среди происходящего, словно по выставке, и посредством специальной 10-канальной аудиосистемы подключаться к любому из происходящих действий и разговоров. Аппарат будет возведен в непривычном пространстве: местом действия инсталляции станет пустующий верхний этаж люксового городского универмага в центре Новосибирска.

Ночью 24 февраля 1852 года Николай Васильевич Гоголь сжег второй том своей самой известной «эпической поэмы в прозе» «Мертвые души». Лишь фрагментам удалось пережить этот известнейший акт самоцензуры. «Чистилище» — так была названа вторая часть – станет главным текстом, который будет реанимирован посредством аппарата темной комнаты и интерпретирован в контексте нашей современности.

Как закончилась бы книга сегодня? Аппарат переносит три центральных мотива утерянного текста в настоящий день: 1) финансовая система – Чичиков был первым русским брокером, который торговал ценными бумагами, не обладающими реальной стоимостью. А как в сравнении с этим можно описать кредитную ситуацию в современной экономической системе на местном и глобальном уровнях? 2) мертвые души — мертвые в романе играют крайне важную роль для живущих. Как видит и воспринимает наше общество границу между жизнью и смертью? 3) путевой дневник: «Мертвые души» — это фильм-путешествие, прикладное этнографическое исследование. Что значит для современных ученых и исследователей науки и искусства путешествие на неизведанную территорию? Для обыгрывания каждого из выбранных мотивов мы пригласили группу экспертов из Новосибирска, чтобы они обсудили значение гоголевских тем в контексте реалий сегодняшнего дня.

Из темноты аппарата, населенного тенями и силуэтами, вернутся к жизни духи гоголевских слов, чтобы тихим шепотом поведать нам о настоящем как о будущем — в то время как новосибирские актеры Владимир Лемешонок и Лаврентий Сорокин разыграют некий неопубликованный текст, а кухонная болтовня художников и теоретиков за столом с водкой и чаем воскресит отсутствующее художественное произведение.