Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

"Киногид извращенца: идеология": огурец – не просто огурец

26.04.2013 14:29 Рецензии

Популярный философ из Люблян Славой Жижек выпустил продолжение своего "Киногида извращенца".

Большинство культурологов и антропологов почему-то избегало рассматривать кино иначе, как потеху публики, низкий жанр, который не чета живописи или, скажем, скульптуре. Поэтому, конечно, их работы отстали от духа времени лет на триста. Но дело сдвинулось с мертвой точки, когда Жиль Делез издал свой двухтомный труд "Кино", в котором рассмотрел это явление как уникальное, до этого не имеющее аналогов искусство, создающее одновременно образ-время и образ-действие. Впрочем, прорубиться через терминологию французского постструктуралиста удастся далеко не всякому даже подготовленному читателю. А самое главное – сложно объяснять кучей слов то, где представляется картинка.


И вот в 2006 году популярный словенский философ Славой Жижек сделал философский труд о кино на языке кино – снял об этом фильм, режиссером которого стала Софи Файнс. "Киногид извращенца" из трех частей рассмотрел то, как подсознательно вымышленные структуры, показанные в кино, будят самые странные наши желания и переживания, недоступные в реальной жизни, эксплуатацию нашей сексуальности, и желание, реальность и иллюзию на примере влюбленности. При этом сам Жижек делал это не заумно и тоскливо, а энергично, весело, но при этом тонко, остроумно и интересно.


"Киногид извращенца: идеология", являющийся логическим продолжением первого фильма, отснят явно под влиянием событий последних двух-трех лет: арабские революции, движение "Оккупай Уолл-стрит" и даже волнения на Болотной площади.  Как типичный левый интеллектуал, Жижек внимательно следил за этими проявлениями антикапитализма и антиглобализма, рефлексируя об этом в своих новых трудах "О насилии" и "Искусство опасно мечтать" (в ней он уделил, например, большое внимание прецеденту Pussy Riot). И основной задачей своего нового философского кинотруда он сделал вскрытие тех глубинных подсознательных структур, которые отвечают у нас за мотивы наших политических взглядов, желаний и требований, того, как мы воспринимаем власть, борьбу за власть и против нее.


Его скальпель, отточенный методиками Фрейда и Маркса, и на этот раз не дает сбоев, показывая, как фильм "Титаник" отражает классовое неравенство и то, что бедные всегда должны страдать, чтобы богатые стали еще богаче. Как блокбастер по комиксу "Темный рыцарь" неожиданно оказывается руководством по борьбе с капиталистической системой, однако всегда обречен на провал. Делезовские "машины желания" и шизофренический капитализм разворачиваются из действия карпентеровского фантастического фильма "Они живут" (русские локализаторы дали ему название "Чужие среди нас"). А господствующую христианскую мораль и противостояние ей атеизма он препарирует на примере "Последнего искушения Христа" богобоязненного итальянца Скорцезе, утверждая: "Чтобы стать настоящим атеистом, нужно сначала быть христианином".


Жижек выглядит, как современный Сократ на форуме: неопрятный, толстый, шепелявый старик, который, тем не менее, приковывает к себе взор своей харизмой. Он не только выдает оригинальные идеи и смелые провокационные концепты – он умеет их преподать. Он примеряет их на себе: то как сюртук Сталина, когда рассматривает "Падение Берлина", то как смокинг аристократа из "Титаника", а то просто сидит в кресле с котиком и философствует. Ему абсолютно чужд пафос, потому что пафос – это удел властных структур. Пафос – это всегда первый шаг к лицемерию и двойным стандартам, а Жижек именно это и демонстрирует в своих идеологических эксгумациях.


Однако у "Киногида извращенца" есть и другой аспект, кроме культурологического и философского. Несмотря на критику социализма Сталина и Дубчека, Славой Жижек был и остается левым интеллектуалом, который верит в революцию и считает ее необходимой. Он показывает своим единомышленникам, что новые баррикады борьбы за умы здесь, в кинозалах, на экранах телевизоров и мониторов. И сам, как заправский Дантон, первым встает на эту баррикаду, показывая, как это нужно делать. Хочешь быть популярным у людей – делай популярные вещи. Потому как булыжник уже давно не оружие пролетариата.

Другие статьи автора:
02.08.2013 РЭД-2: воюй баба, воюй дед, воюй русский медведь
14.07.2013 "Тихоокеанский рубеж": теплый ламповый робот
17.05.2013 "Стартрек: Возмездие": гражданин Хан
12.04.2013 "Ку!: Кин-дза-дза": скрипач не нужен
29.03.2013 G.I. Joe: Бросок кобры 2: нинздя, рейнджер и Брюс Уиллис
22.03.2013 Джек – покоритель великанов: красивая скукота

Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 11922 | комментариев:0

Комментарии
 

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
Выиграй билеты на «революцию»!ИТОГИВыиграй билеты на «революцию»!ИТОГИ
Разыграны билеты на трагикомедию «Девушка по имени Шамиль»
 Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ! Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ!
Sibnet.ru  и  интернет-магазин женской одежды Стиль завершили  конкурс  СТИЛЬНАЯ ОСЕНЬ!