Накануне 140-летия со дня рождения известного архитектора Андрея Крячкова Музей Новосибирска провел экскурсию по самым знаковым его зданиям и рассказал о главных тайнах «сибирского зодчего».
Андрей Дмитриевич Крячков родился 24 ноября (7 декабря по старому стилю) 1876 года в деревне Вахарево Ярославской губернии. После института он выбрал вакансию преподавателя строительного черчения и рисования в Томском технологическом институте. С 1902 года работал в должности младшего инженера строительного отделения Томского губернского управления.
Как и его томские коллеги, Крячков много работал по частным заказам в городах Сибири, в том числе в Новониколаевске. За свою трудовую жизнь архитектор спроектировал лично или в соавторстве для Новосибирска 30 зданий (до и после революции).
Первым зданием, построенным по проекту Крячкова в Новониколаевске, стало реальное училище (детская больница №3). В 1910 году Крячкову поручили проектирование и строительство сразу 12 городских школ и Городского торгового корпуса (здание Краеведческого музея).
«Школы интересны стилем рационалистического модерна, они не только красивы, но и очень функциональны. На них, как и на торговом корпусе, появляются зеленые башенки — символ сибирской архитектуры. Ходили легенды, что Крячков, устраивая башенки на школах, связывал их с историей сибирских народов, проживающих в юртах. На самом деле внутри них размещалось оборудование, выписанное из Варшавы, которое позволяло провести канализацию. Это чистый рационализм и эстетика», — рассказала гид Музея Новосибирска Елена Воротникова.
По ее словам, все школы, построенные из красного кирпича, располагались на углу квартала и таким образом участвовали в формировании городского пространства.
«Крячкова называют дирижером нашего города. Он задал ритм, архитекторы потом подстраивались под его здания», — добавила Воротникова.
Школа №3 расположена на улице Октябрьской, 5, — единственная из построенных до революции сохраняет свои функции до сегодняшнего дня.
Старинное здание сохранило обаяние стиля модерн, хотя снаружи между красным кирпичом залегла трещина. Знаменитая зеленая башенка была утеряна. Однако внутри сохранились и бетонный пол, и стены, и арка. Как и 106 лет назад, здесь дети учат уроки и бегают по коридорам.
«В 1912 году женское училище открыло свои двери детям богатых купцов и горожан. Первоначально обучались девушки до 17 лет. Было семилетнее обучение. Двухэтажное здание имело стандартные для всех школ коридоры длиной 30 метров и шириной 3,5 метра. Санузел, центральное отопление, водопровод, центральный котел имелся подвале. Школа имела освещение от первой новониколаевской электростанции», — рассказала учитель истории Наталья Стригина.
В советское время к зданию Крячкова была добавлена пристройка, так как учеников было много. Это несколько изменило облик школы.
В 1926 году Андрей Крячков проектирует трехэтажное здание Сибкрайсоюза на Красном проспекте. По словам Воротниковой, это здание относят к переходному стилю, в нем можно найти элементы классической ордерной архитектуры, стиль модерн и зачатки конструктивизма.
Компактное снаружи и просторное внутри, так можно охарактеризовать строение. Громадные квадратные лестничные проемы, потолок, украшенный квадратными кессоннами (углубления в потолке), окна во всю высоту этажей.
«Особенность здания в том, что применен железобетонный каркас, поэтому здесь бездонное пространство, огромные потолки 7 метров и широкие окна с полукруглыми выступами — эркерами. В 20-е годы после революции, гражданской войны, разрухи и низкорослого Новониколаевска, люди, которые попадали суда, на самом деле были в шоке. И сейчас масштабы потрясают», — сказала гид.
Сибкрайпортебсоюз (затем Облпортебсоюз) занимался сельхоззакупками и снабжением населения продуктами. На первом и втором этаже располагались огромные торговые залы, а также единственный в Советском Союзе торговый музей. Все образцы продуктов, которые поступали в магазины, должны были быть представлены в музее.
Так, главный зал сохранил свою монументальность и родной паркет. А за его сценой скрыт небольшой зал переговоров, где высокопоставленные делегаты могли после выступлений отпраздновать событие и пообщаться.
«В это время был самым модным материалом бетон. Но его не хватало. Поэтому строили из кирпича, а потом под бетон красили. Другая версия, что серый цвет здания был выбран из-за обилия пыли в городе, которая идет с кулундинских степей, и это просто функционально. Крячков хоть и творческим человеком был, но у него все здания рационалистичны», — пояснила сотрудник музея.
Здание построено напротив другого проекта архитектора — Новосибирского архитектурно-строительного университета. Поэтому длина фасадов сооружений совпадают.
Возле здания Крячков установил семиметровые обелиски, завершенные шаровидными фонарями освещения, стекла которых были заключены в металлическую сетку. Их снесли в начале 50-х годов.
Свою руку приложил Крячков и к нынешнему зданию правительства области, а тогда Крайисполкому. Рядом с ним был выстроен целый комплекс зданий по проекту архитектора.
«Это одно из значительных зданий в нашем городе, оно великолепно просматривается. Крячков посадил его очень грамотно, чтобы оно выступающей частью доминировало над Красным проспектом. Существует список из 800 лучших авангардных зданий мира, оно в него входит. Круглые формы этого строения редки для зданий конструктивизма», — рассказала директор Музея Новосибирска Елена Щукина.
Снаружи здание выделяется именно полукруглой частью — эркером, в остальном конструкция строения лаконичная. В холле первого этажа Щукина показывает стиль мастера: снова кессоны, высота потолков. Первым секретом здания становится потайная лестница за шторой, ведущая первых лиц государства в большой зал.
Амфитеатральный зал на 400 мест поражает своим роскошеством после проведенного ремонта. Но и сама форма делает его необычным и торжественным.
«Эта форма зала и купол родные, но в середине 50-х годов принимается решение о реконструкции зала, появляется дополнительный декор: плафоны, розетки, лепнина в некоторых местах, но это присутствует только в этом зале и вестибюлях первого и второго этажа. Больше нигде в здании вы не увидите эту вычурность», — уточнила Щукина.
По ее словам, изначально в здании правительства часть крыла была отдана под квартиры для чиновников. Для их удобства в помещении запустили первый в городе лифт. После того как рядом был построен по проекту Крячкова Стоквартирный дом, квартиры были переделаны под кабинеты.
«Еще одна особенность здания — балкон вынесен к главному входу. Один из самых ярких примеров использования балкона — 9 мая 1945 года, когда эта площадь была главной в городе. На площадь собралось 150 тысяч человек. Здесь секретарь новосибирского обкома партии Михаил Кулагин произнес свои знаменитые слова о Победе. Второй факт — встреча новосибирцев с великим земляком Покрышкиным в 1948 году. Трибуна оправдала свое назначение», — отметила Щукина.
В эркере — выступающей части здания — расположены кабинеты и залы заседаний заместителей губернатора. Из окон этих полукруглых кабинетов открывается вид на Красный проспект и любимое здание архитектора — Сибревком (Художественный музей), с которого началась площадь Свердлова.
«Здание выглядит небольшим и лаконичным, но внутри оно мощное и парадное. Это здание для для вип-персон, чиновников того времени. Например, пандусы — чтобы они могли прямо на машинах подъехать на крыльцо. Но комиссии не понравилось здание, особенно досталось колонам в египетском стиле. Появились пасквили, что таким образом Крячков пропагандирует свои буржуазные взгляды. Пришлось придавать зданию идеологическое правильный характер, разместив на нем статуи рабочего и крестьянина в полтора человеческого роста, которые размещены так высоко, что не просматриваются», — объяснила Воротникова.
Осенью 1933 года вместе с Сибирским строительным институтом (Сибстрином), созданным на базе Томского технологического института в 1931 году, Крячков переехал в Новосибирск и стал штатным профессором кафедры архитектуры Сибстрина.
Он был автором проекта здания Сибстрина, поэтому в нем узнается фирменный стиль архитектора: та же монументальность, простор, лестничные пролеты и кессоны. Сам Крячков жил неподалеку в профессорском доме.
«Он был талантливым преподавателем-практиком, у него были свои методики. Студенты имели потребности получить похвалу от преподавателя. На похвалу он был скуповат. Если сказал: «Да, да, ничего» это значило, что проект сделан неплохо. Если же он говорил: «Ну что же возможно, возможно», ученики сразу понимали, что проект не доработан», — рассказала Воротникова.
В Сибрстрине сохранилась аудитория, где Крячков занимался со студентами. В ней сейчас находится кабинет рисунка.
По словам ректора вуза Юрия Сколубовича, Крячков не только первым осознал необходимость подготовки архитекторов в регионе собственными силами, но и считал, что архитектор — это прежде всего человек с инженерным образованием, он не должен быть только художником.
«Здесь, в Сибстрине, он создал единую школу архитекторов и строителей, которую мы продолжаем развивать, отдавая тем самым дань памяти человеку, который так много сделал для города и университета», — отметил Сколубович.
Хотя жизнь архитектора была достаточно открытая, многое в его судьбе осталось загадкой.
«Всегда задают вопросы: почему не арестовали дедушку? Как бабушка мне говорила, дома всегда были собраны чемоданы. Судьба так сложилась, что ему повезло. Но арестовали его сына. Андрей жил без права переписки. Его арестовали в начале 30-х годов, а дедушка его увидел только в 1950 году. Они увиделись последний раз, дедушка вскоре умер», — вспоминал внучка архитектора Амата Стребкова.С комнатой для прислуги: где жила советская элита
Неизвестно, где находится могила Крячкова. Он умер во время отдыха с женой в Сочи в 1950 году. «Бабушка похоронила дедушку в цинковом гробу, надеясь на перевоз тела. Но ни институт, ни город не поспособствовали этому, не проявили никакого интереса», — говорила Стребкова.
Когда внучка поехала в Сочи за телом архитектора, могилу не нашли, на этом месте было новое захоронение.
Сквер возле профессорского дома, который хотели назвать его именем, вырубили. Только недавно в городе поставили памятник архитектору и назвали сквер возле Стокватрирного дома его именем. Желание общественности переименовать площадь Свердлова в имени Крячкова пока не находит поддержки у властей.
Недавно сотрудник Музея Новосибирска Игорь Минов нашел еще один секрет Крячкова. В Томске обнаружилась автобиография архитектора, написанная его рукой.
«Он пишет, что принимал участие в разработке эскизов колчаковских денег. Неожиданная сторона его таланта. В этот период он активно ездил по Сибири, изучал зодчество, это финансировалось правительством колчаковской республики. Это вполне правдоподобно», — считает Минов.