Фильм «Черновик», экранизация фантастического романа писателя Сергея Лукьяненко, вышел в российский прокат. Режиссер ленты Сергей Мокрицкий в трейлерах настроил зрителей на полное фантастическое безумие с боевыми матрешками, которые летают по Москве.
«Черновик» — это первая книга в цикле фантастических произведений от автора «Дозоров» известного писателя Сергея Лукьяненко. Экранизация отходит от идеи книги и делает ставку на любовную линию вместо научной фантастики.
Главный герой Кирилл, одаренный московский дизайнер компьютерных игр, был избран для таинственной миссии — стать «таможенником» между Землей и несколькими параллельными мирами. Но прежде герой оказывается вычеркнутым из своей жизни и забыт всеми близкими.
Но если в одной из реальностей Москва может зарасти джунглями, то в другой — полуразрушена коммунистической антиутопией. По словам создателей, темы «Черновика» актуальны именно сейчас, когда обсуждаются политические манипуляции, роль истории в развитии общества.
По словам Сергея Мокрицкого, в «Черновике», который отсылает к миру «Ночного дозора» и «Дневного дозора», зрителю представляется фантастическая, «потусторонняя» столица, где рассказывается очень «земная» история обыкновенного человека.
Весной 2015 года кинокомпания «Новые люди» («Битва за Севастополь», «Класс коррекции», «Изображая жертву») приобрела права на экранизацию «Черновика». Режиссером стал Сергей Мокрицкий — создатель военной драмы «Битва за Севастополь».
Работа над сценарием началась в апреле 2015 года, а съемочный процесс при финансовой поддержке российского Фонда кино стартовал 1 ноября 2016 года в Москве. Для съемки фантастических сцен были построены грандиозные павильоны на студии «Мосфильм».
Наталья Мокрицкая, генпродюсер кинокомпании «Новые люди», рассказала, что создатели ориентировались на ленты «Голодные игры» и «Район № 9». Стоит отметить, что для экономии бюджета все параллельные миры снимались в пределах Москвы.
Создатели обещали, что их лента будет отличаться от российских фильмов последних лет. Однако трейлер «Черновика» высмеяли в Сети — деревянный герой, словно сбежавший с канала НТВ, летающие матрешки — горячечная мечта Илона Маска, а также эффекты в стиле «Защитников» Сарика Андреасяна.
На российском сайте Kritikanstvo у «Черновика» преобладающее большинство негативных рецензий критиков, рейтинг на сайте — низкие 51 %. Критики в один голос заявляют, что «Черновик» — это дешевая и лубочная поделка.
Сергей Горбачев из «Настоящее кино» пишет: «Фильм с подобной подачей мог прокатить лет десять назад. "Черновик" мгновенно затеряется среди массы навороченных мировых блокбастеров. Иронично — у Мокрицкого действительно получился черновик».
Хотя некоторые зрители отмечают любовную линию и взаимоотношения между героями «Черновика», но признают, что воспринимать всерьез постановку, которая отдает элементами треша, временами становится сложно.
У создателей, снявших качественную «Битву за Севастополь», были все козыри на руках, чтобы превратить «Черновик» в адекватную экранизацию романа Сергея Лукьяненко. Но «Черновик» получился скомканным и невнятным фильмом с недоработанными спецэффектами.
«Черновик» Сергея Мокрицкого — неудачный вариант для того, чтобы выбраться из дома в кинотеатр. Создатели сэкономили на спецэффектах и забыли наделить историю настоящим конфликтом, превратив «Черновик» в вычурный фарс.