Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

Куда делась школа слез и смеха?

26.11.2014 14:24

Ходят слухи, что «Элементарные частицы» об Академгородке вызвали лютый  скандал среди театралов и ученых. 

Театр «Старый дом» любезно пригласил на сдачу спектакля «Элементарные частицы». Пятеро актеров расселись на сцене и принялись по очереди пересказывать как по писаному газетные и журнальные статьи о мечтах и проектах молодых ученых. Не меняя интонации и позы, лишь изредка разливая чай,  молодые люди добросовестно читали текст, иногда улыбались. Вдруг с потолка полилась вода. Персонажи встали, надели плащи, перетащили мебель под навес, вернулись под дождь. Извлекли из карманов листы бумаги, пробубнили «Письмо сорока шести» и комментарии к нему. Промокнув, ушли под навес, там озвучили ряд научных открытий, завершили читку диалогом двух не имеющих к социальной утопии отношения подростков. Ну вот, собственно, и все.

 

Историю о новосибирском Академгородке  вынес на сцену петербургский режиссер Семен Александровский совместно с драматургом из Тольятти Вячеславом Дурненковым. Друзья получили на постановку грант из федерально-местного бюджета. На эти деньги они изучили архивы Академгородка, опросили его жителей, драматург составил т.н. пьесу из газетных статей и собственных интервью, а режиссер поручил актерам прочитать текст по лицам.  Данный перформанс был объявлен спектаклем.

 

Освистали? Да прям. В зале собралась культурная общественность, в смысле, почтенные профессора, поседевшие научные деятели, стоявшие у истоков Академгородка. К ним примкнула молодежь, вкусившая отголоски сладкого духа свободы. Они охотно остались на обсуждение перформанса и долго выкрикивали радостные монологи, не слушая и не слыша оппонентов. Получился никакой не скандал, а обычное ток-шоу на тему «Я и Академгородок». Оно, как и полагается, было снято на видео и выложено в электронных СМИ.  Видеоотчет заменил профессиональные разборы и рецензии, для которых материала нет. Не нашли его и мы, но возник вопрос: а это правда был спектакль?

 

Театр не может развиваться без поисков и экспериментов, кто бы спорил. «Старый дом» в этом отношении идет чуть ли не впереди планеты всей. Список последних премьер тому доказательство. «Пер Гюнт», например, явил блестящий образец европейского театра, поражающий великолепной актерской техникой. Другого рода эксперимент – «Ручейник, или куда делся Андрей» того же тандема режиссер-драматург, с теми же чтецами, что и в «Элементарных частицах». Это стилизация под документальное расследование, театральная вариация жанра mocumentary,  где актеров хоть и нивелировали, зато придумали необычное пространство, новые коды и ходы. В «Частицах» экспериментаторы отказываются не только от актеров, но и от других необходимых составляющих театра - от драматургии, от действия, от образов, от сюжета, от художественной реальности, наконец. «Где здесь театр - школа слез и смеха, как говорил Гарсиа Лорка?» - задала прямой вопрос житель Академгородка Замира Ибрагимова – старейший журналист,  писатель, драматург, автор одной из статей в «списке литературы, использованной для создания спектакля».  На обсуждении она встала первой - и осталась единственной, кто высказался коротко и по существу. Никто не успел ей ответить, ибо следом вскочил другой оратор. 

 

Вышеупомянутый  список литературы приведен в программке к спектаклю.  Ах, как интересно читать эти статьи! Особенно тем, кто имеет хоть какое-то отношение к Академгородку, не говоря о тех, кто его строил.  Их хлебом не корми, дай поговорить о себе, любимом, ведь Академгородок – это и есть любимый я, а я – это любимый Академгородок. Когда питательная среда для разговоров  с каждым годом утрачивается, хватаешься за любую нить, связывающую с духовной родиной, с ее золотым веком.  Но давайте не подменять избу-читальню театром, а? Давайте кухонные разговоры оставим кухням, а в театре будем обсуждать спектакль по художественным критериям? Повод для воспоминаний о себе, о своей юности может быть любым, но продукт, выступивший как повод, от этого искусством не становится.

 

В подобном русле работают актуальные художники. Имярек, допустим, делает инсталляцию из гнилых картофелин, украшает веточкой, включает в выставку. Уборщица порывается смести каку в мусорный мешок, но  ее стыдят за невежество.  Бал правят  куратор и селекционер. Первый измышляет заумную концепцию, второй восхищается устремлением интересов художников  к новым сортам картофеля. Статус произведения искусства получен, инсталляция передана на западный аукцион, коллекционеры платят бешеные деньги. Все давно усвоили, что суть не в сути продукта, а в том, как его подать.

 

Еще Ильф с Петровым  смеялись над новыми формами, описав в «Двенадцати стульях» провинциальный спектакль «Женитьба». Но там Агафья Тихоновна хоть по канату ходила, а это не каждый может.  Только теперь это уже старые формы. А новые – там, где никаких действий по канату не надо. Вообще ничего не надо, лишь слова, слова, слова. Скоро и слов не пригодится. Выйдут на сцену, постоят, помолчат – и уйдут. А Костя Треплев скажет: «Вот вам и театр». 

Публикации по теме:

Заметили ошибку в анонсе? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 5690 | комментариев:0

Комментарии
 

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
Выиграй билеты на «революцию»!ИТОГИВыиграй билеты на «революцию»!ИТОГИ
Разыграны билеты на трагикомедию «Девушка по имени Шамиль»
 Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ! Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ!
Sibnet.ru  и  интернет-магазин женской одежды Стиль завершили  конкурс  СТИЛЬНАЯ ОСЕНЬ!