Интеллигенция Новосибирска направила открытое письмо губернатору с просьбой оградить культуру от религиозной агрессии.
Губернатору Новосибирской области Владимиру Городецкому направлено открытое коллективное письмо от культурных деятелей Новосибирска. В числе продписавшихся доктор филологических наук, профессор НГУ Юрий Шатин, директор Новосибирского государственного краеведческого музея Андрей Шаповалов, главный режиссер НАМТ «Глобус» Алексей Крикливый, директор ГАУ АНО «Театр-студия «Первый театр» Геннадий Жданов, ректор НГТИ Яна Глембоцкая и многие другие, а также почти вся труппа театра «Красный факел».
Губернатору Новосибирской области В. Ф. Городецкому
Творческая интеллигенция города Новосибирска чрезвычайно обеспокоена ситуацией вокруг преследования произведений искусства и их создателей, в частности выставок произведений современного искусства, рок-концертов, спектаклей «Тангейзер» НГАТОиБ, «KILL» НГАДТ «Красный факел», «Песни о родине» театральной компании «Гамма». Наш город всегда считался третьей театральной столицей России, культурным центром Сибири, открытым для художественных поисков, настоящих прорывов в области профессионального искусства. Так, спектакли новосибирских театров неоднократно становились лауреатами самых престижных театральных премий федерального значения.
Ситуация с «Тангейзером», как ни грустно это признавать, выставила Новосибирск в самом нелепом свете как в профессиональной среде, так и в более широких кругах. Не верится, что в городе ученых, студентов, творческих людей искусство интерпретируется с несвойственных ему позиций, когда не видят разницы между реальностью и художественным вымыслом, между намеренным оскорблением и художественным провокативным жестом, необходимым для благородной цели. Вместо критики, споров и полемики, то есть естественных и неотъемлемых составляющих бытования художественного произведения, возникает судебное разбирательство.
Церковная цензура в России часто обедняла искусство. В разное время под цензуру попадали «Евгений Онегин» и «Борис Годунов» Пушкина, «Конек-Горбунок» Ершова, «Демон» Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Братья Карамазовы» Достоевского, «Воскресение» Толстого, «На дне» Горького, «Облако в штанах» Маяковского и многие другие тексты домашней библиотеки классики. В начале XX века под церковный запрет попали несколько спектаклей Станиславского и Немировича-Данченко, именами которых сегодня названы улицы, в том числе и в Новосибирске. Тем не менее, каждый большой художник сталкивается с вопросами веры в своем искусстве. Это вообще традиция русской культуры.
У художника есть право трактовать вопросы веры, обращаться к религиозным темам, использовать религиозные символы в своих произведениях, наравне со всеми остальными. Христианские сюжеты и христианская религиозная символика вошли в плоть культуры, к ним обращались и обращаются композиторы, живописцы, хореографы и кинорежиссеры. Все это началось не вчера, а как минимум 700-800 лет назад. Да, до этого времени искусство было религиозным в узком смысле, культовым, и художники ориентировались на установленные церковью каноны – но и тогда все время шли споры о соответствие этих образов каноническим. А с зарождением светского искусства в Европе, которое пришлось на конец Средних веков и раннее Возрождение, художник трактует религиозные сюжеты и образы индивидуально, не ориентируясь на церковный канон. Но как раз эти художники (Тинторетто, Дюрер, Рафаэль и многие другие) создали выдающиеся произведения религиозной тематики, ставшие золотым фондом человеческой истории. Далеко не все эти произведения в момент создания получали одобрение церкви. Например, Микеланджело, создавшего знаменитую роспись в Сикстинской капелле, обвиняли в ереси.
Следует помнить, что в России светское, мирское искусство появилось совсем недавно – каких-то триста лет назад. И признанным классиками русским художникам тоже приходилось сталкиваться со случаями цензуры и осуждения со стороны церкви.
Уже несколько лет Новосибирск живет под знаком радикального православия, что в итоге приводит к поляризации общественных настроений. Многие начинают видеть друг в друге врагов – и это очень тревожное явление. Чего стоит, к примеру, многократно увеличившаяся тяга к доносам, «жалобным письмам» на спектакли мэру, губернатору, министру культуры, физическая жестокость по отношению к музыкальным фанатам.
Процесс над «Тангейзером» – закономерное продолжение событий, начавшихся в начале 2012 года – пикета против выставки графики Пикассо и выставки современных художников «Родина». Два года назад шутки о том, что православные активисты придут в НГАТОиБ, казались черным юмором, однако сегодня это стало реальностью. Запреты концертов музыкальных групп, скандал вокруг спектакля «Песни о Родине» и процесс «Тангейзера» – звенья одной цепи, и нет никаких оснований думать, что этим процессом она закончится. Следующими жертвами могут стать книги писателей, хореографические постановки, произведения современных композиторов, в которых обязательно отыщется состав преступления.
Мы обращаемся к Вам, уважаемый Владимир Филиппович, с настоятельными просьбами: 1. способствовать дальнейшему существованию в нашем городе общественной атмосферы, дающей возможность развития и процветания культуры и искусства, в том числе – современного, экспериментального; не допускающей обсуждения и полемику вокруг них за пределами эстетических дискуссий; 2. создать условия, при которых агрессия в адрес деятелей искусства, в том числе и на религиозной почве, преследования их за выраженные в художественной форме идеи, препятствование осуществлению их конституционного права на свободу высказывания стали бы невозможными.
Заметили ошибку в новости? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 3224 | комментариев:8
mrsinister: 23.03.2015 11:25
Вся эта история с запрещением всего подряд очень напоминает, выбивание отката(я конечно имел ввиду добровольное пожертвование на нужды голодающих священнослужителей) - ни капли бы не удивился ,будь оно так.
stromba: 23.03.2015 14:36
Возможно это "заказное" мероприятие-травля спектакля-дабы внести раскол в общество-и в будущем мы увидим майдан!
бездонный чайник: 23.03.2015 16:24
Вот обращение народа к вековечным првославным ценностям, его воцерквление куда важнее агрессивной бесовской якобы "культуры", навязываемой жидами.
V999V: 24.03.2015 11:10
Попам место в храмах, а так же иных культовых сооружениях и коли где оный откроет рот не в пределах хама, следует того заткнуть и припроводить его на его место!
mogaleksej: 25.03.2015 11:55
Хотелось бы представить реакцию мусульманской или иудейской общественности в подобной ситуации ....
_4EJiOBEK_: 25.03.2015 18:30
Интерессненко? Представители каких Масонских лож раскручивают весь этот процесс?
Панкратов: 07.04.2015 11:23
Не лезьте со своим "уставом" в чужой монастырь - и у вас не будет повода писать подобные слезливые письма…
Обсуждение на форуме сибнет
Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.