Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

В гости к … староверам

17.05.2012 17:09 Явления

На фоне разгоревшихся в  последнее время противоборств между теми, кто защищает православие, и теми, кто считает, что православие недостаточно православно, я попал в удивительную деревню в самом центре Бурятии. Этих людей (а точнее, их дальних-дальних предков) сослали сюда еще по указу императрицы Елизаветы Петровны, а затем и по распоряжению Екатерины II. 

Когда я рассказывал своим друзьям о том, что "был в деревне староверов", все сразу же расспрашивали, не хотели ли меня "топором рубануть", потому что у многих имеется стереотип, что люди это суровые и нелюдимые. Отвечаю всем и сразу: люди это абсолютно доброжелательные, и в ходе экскурсии мы им сами топор сломали – так что рубить было нечем!

 

Бурятские староверы


Говорят, что еще в 60-х годах прошлого века на сельскохозяйственном рынке Улан-Удэ можно было увидеть людей в традиционных старообрядческих костюмах. Сейчас же такие костюмы, как и бурятские, все чаще встречаются лишь в музеях, да на выступлениях этнических коллективов, поэтому для более тесного знакомства с этой удивительной культурой нужно уехать подальше от города. Например, в село Тарбагатай.

 

Стоит начать с того, что экскурсия в село Тарбагатай, где проживают потомки семейских старообрядцев – дело вполне организованное и спланированное. Отправление на старинном "Икарусе" с самого Улан-Удэ, а затем по степям мимо деревень да вдоль самой Селенги. По ходу действия сама владелица всего этого экскурсионного маршрута, Любовь Федоровна (сама она тоже из старообрядцев), рассказывает об истории и обычаях своего народа. Путь пролегает через небольшие деревни, в которых также проживает большая доля старообрядцев, и можно без труда определить дом, в котором живут семейские: ярко раскрашенные избы, построенные без фундамента из "кругляка", украшенные окнами с неповторяющимися наличниками и расписными ставнями. Самое удивительное в этом то, что все без исключения дома имеют ухоженный, почти образцовый внешний вид. И таких домов - ярких, аккуратных – было несколько деревень по пути. Складывалось ощущение, что мы едем по музею, но никак не по привычным русским селам.

 

Зефир для Бухэ-Батора и Протопоп Аввакум


Наш путь лежал через гору поклонения бурятскому духу Бухэ-Батору, и, соответственно, через сам ритуал поклонения и жертвоприношения (в жертву приносили зефир – сразу вспомнился бедный человек-печенька), и последующее поедание настоящих бурятских бууз с настоящей русской водкой.


Спустя час мы сели в автобус. Проехав еще полкилометра, остановились меж двух холмов, на одном из которых стоял огромный крест, а на второй вела выдолбленная в холме лестница, увенчанная информационными табличками. И вот оно, наконец-то: у холмов стояли люди в ярких одеждах, а позади них красовались большой самовар и тарелки с пирожками. Мы вышли из автобуса, а люди в ярких одеждах тут же начали рассказывать о себе и петь народные песни. Среди туристов ходила девушка с караваем, и каждый должен был отведать хлеб-соль (особенно запомнилось, что хлеб был на редкость вкусным, сдобным). Спустя минут десять нас пригласили к самовару, "отведать настоящего староверского самогона, да пирожки с черемухой".

И разумеется, чая. Оказывается, это была всего лишь затравка – сразу после угощения артисты собрались, и, сказав "До встречи у нас в деревне!", уехали вдаль. А нам было предложено посетить гору с крестом и узнать его историю: оказывается, в далекие времена мимо этой местности в ссылку проплывал староверский святой, Протопоп Аввакум. У креста нас ждал настоящий священник местной старообрядческой церкви, который рассказал, как он с помощниками собственноручно воздвигал этот крест во время шторма. Священник, несмотря на свой строгий вид, оказался очень доброжелательным, и всех желающих пригласил посетить храм, который находится в центре самой деревни, и построен в 2003 году на средства сельчан. Это, как я понял, единственный храм в селе: существовавшие до этого были уничтожены советской властью.

 

Спустившись с одного холма, я решил пойти на противоположный – там, по свидетельствам организаторов, проявился лик Будды. Это зрелище я упустить никак не мог, и поднялся по искусственным ступеням к удивительному сочетанию скальных пород, которые, и верно, напоминают человеческое лицо. Возможно, Будды.

 

Со времен Екатерины II


Далее наш маршрут лежал прямо в деревню Тарбагатай. "Ну наконец-то!" – подумал я. Эта настоящая русская деревня, все с теми же яркими расписными бревенчатыми избами, немного изуродованная советской индустриализацией – несколько разрушенных массивных бетонно-кирпичных зданий. Улицы были удивительно аккуратными и чистыми, транспорта мы почти не наблюдали.

Нас высадили около одной усадьбы, которую используют специально для демонстрации быта староверов. Говорят, что раньше экскурсии проходили в жилых домах – староверы сами впускали к себе в избу, поили водой из колодца, показывали быт; сейчас же это проходит более организованно. Например, можно наколоть дров (именно во время этого развлечения, один из туристов и сломал колун), поработать на прядильном станке, научиться вязать ковры, но в специально отведенной для этого усадьбе. Женщины в ярких сарафанах и кичках, словно детям, рассказывали нам о технологиях 18 века, и учили всех желающих изготовлению пряжи и ковров.

Вся внутренняя территория усадьбы расписана яркими цветами, а амбар, в котором хранились банные веники и необходимая в хозяйстве домашняя утварь, казалось, был и верно со времен Екатерины II.


Кички, песни… самогон


Обычно завершается сие путешествие пышным обедом из деревенских продуктов в самой усадьбе. Нас же, в связи с большим количеством людей, отвезли в центральное в городе кафе. Здание кафе выполнено совсем не в староверских традициях – двухэтажное здание, обшитое сайдингом, в котором находится и офис одного из мобильных операторов, и сельскохозяйственный магазин. Сказали, что здание построено недавно, и является важным этапом развития деревни. Несмотря на весь урбанизм здания, внутри наблюдались и староверские иконы в красных углах, и люди в национальных костюмах. Стол ломился от настоящих деревенских яств: и пироги, и сало с вареной картошечкой, и квашеная капуста с брусникой… Из напитков – облепиховый морс и настоящий деревенский самогон. Спустя минут двадцать, в зал вышли те самые яркие люди, встречавшие нас у холмов. Оказывается, семейское пение – уникальное в своем роде, и это я осознал самостоятельно, услышав несколько староверских песен. Интересен этот вокальный жанр тем, что каждый участник хора имеет свою партию в этой многоголосой композиции. Пение завораживало так, что никто не мог пошевелиться. А аплодисменты по окончанию немного задержались - потому что все хотели дождаться идеальной тишины, чтобы не прерывать это волшебное действо.


Затем жители деревни подробно рассказали нам об истории своих костюмов: и верно, в их наряде сплелись традиции русского, белорусского, и украинского костюмов. Косоворотки с расписными поясами, шаровары, и исключительно кожаные сапоги у мужчин (вот почему в каждом староверском доме стояла кожемяка). Пышные русские сарафаны, шелковые рубахи, платки, и кичка – у женщин. Кичка – отличительная черта костюмов старообрядцев, их неповторимый атрибут. Нам продемонстрировали всю сложность облачения в традиционный старообрядческий костюм, особенности свадебного ритуала, и, конечно же, любимые всем русским народом частушки. На этом моменте в процесс включились почти все гости застолья – помогли знакомые каждому русскому мотивы в сочетании с ароматным самогоном. Это была заключительная точка нашего пребывания в гостеприимной деревне.

 

Уезжать из этой деревни очень не хотелось. А когда мы уже сели в старенький "Икарус", все артисты, и Любовь Федоровна, и даже глава Тарбагатинского района - вышли на крыльцо, чтобы проводить нас.

Другие статьи автора:
05.09.2011 В Иркутске появился неуловимый Суперзлодей

Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 12373 | комментариев:8

Комментарии
 

nik_954: 17.05.2012 19:41

Сначала казачество,теперь староверы.Бизнес,господа!

 

absentfus: 17.05.2012 22:15

Ряженные это. Какой самогон в деревне у староверов, может еще табачком угостили?

 

brusnika: 18.05.2012 00:48

ну прямо-таки рассказ "как я провел лето". если бы это были настоящие староверы, а не часть туристического бизнеса, то было бы очень интересно послушать про медицину, образование для детей и вообще любое взаимодействие с внешним миром.

"Это, как я понял, единственный храм в селе: существовавшие до этого были уничтожены советской властью" - и правильно были уничтожены.

 

Kvotl: 18.05.2012 05:56

Эх, народ... Поймите одну маленькую вещь. Мы живём в современном мире и деньги нужны всем. Они же не отшельники какие-то, а обычные люди старой веры. Они не гребут лопатой часы за 36к евро как "всеми любимый" дядюшка кирилл, не делают на этом каких-то нереальных состояний, они просто живут и получают хоть какие-то средства на дальнейшую жизнь. Староверы там были, есть и будут. И они там были задолго до открытия туристической прогулки. Был в Тарбагатае неоднократно, алкоголя не видел. Так же, тут нигде не сказано, что самогон употреблялся ими лично.
Брусничка, какие ты нехорошие вещи говоришь. Надеюсь, что это из-за недостатка возраста, а не ума. Хотя, не уверен...

 

helmet: 18.05.2012 06:41

Цитата(nik_954 @ 17.5.2012, 19:41)
Сначала казачество,теперь староверы.Бизнес,господа!

А если и бизнес даже, то за такой, я только за! Чистота и уют дома и прилегающей территории говорит о МНОГОМ.

 

СветланаФролова: 18.05.2012 08:06

Цитата(brusnika @ 18.5.2012, 00:48)
ну прямо-таки рассказ "как я провел лето". если бы это были настоящие староверы, а не часть туристического бизнеса, то было бы очень интересно послушать про медицину, образование для детей и вообще любое взаимодействие с внешним миром.

"Это, как я понял, единственный храм в селе: существовавшие до этого были уничтожены советской властью" - и правильно были уничтожены.

староверы настоящие) я справки наводила. А вот журналист не особенно настоящий. Но это даже неплохо - он ведь рассказал об экскурсии. Примерно так рассказывают об экскурсиях в Россию иностранные жители различных европ)) Но тем взгляд и интересен. На мой взгляд)

 

sergioooo: 18.05.2012 09:35

Детей классом возили на экскурсию в Тарбагатай. Всё настоящее!

 

Recer: 21.05.2012 13:28

Тоже был на экскурсии в Тарбагатае, очень все понравилось.
Хотя сам из Кабанского района, такой верности к традициям у нас нет! Хотя и наше село за пределами Бурятии известно.

 

Обсуждение на форуме сибнет

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
Выиграй билеты на «революцию»!ИТОГИВыиграй билеты на «революцию»!ИТОГИ
Разыграны билеты на трагикомедию «Девушка по имени Шамиль»
 Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ! Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ!
Sibnet.ru  и  интернет-магазин женской одежды Стиль завершили  конкурс  СТИЛЬНАЯ ОСЕНЬ!