Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

"Кракатук". Крепкий орешек

17.02.2009 12:30 Персона

В новосибирском цирке звучит электронный Чайковский, бесчинствуют кибермыши, а куклы Барби и зайчики мобилизуются на войну. В конце, как и положено в сказках, добро побеждает зло, а любовь торжествует... в пене. Исполнитель роли Щелкунчика Николай Гусев рассказал корреспонденту MORS'а о шоу "Кракатук", а также о жизни циркового артиста на сцене и за ее пределами.

 

 

Цирк, три часа дня, пятница. Манеж готовят к вечернему действу. Расставляются огромные канделябры – белые сталагмиты, издалека – ледяные или сахарные, вблизи – тканевые с пластмассовыми пуговицами. Гигантские пальто мирно висят в стороне. В середине – батут, там разминается удивительная гимнастка Диля Абдулаева. Вечером будет много зрителей и, когда в финале она выйдет на поклон, и зал увидит ее без маски и поймет, что это настоящая девушка, необычно полная для акробатки, а не кукла и не костюм с накладными объемами, публика придет в неистовый восторг. Но это будет только маленький эпизод шоу. Удивительного шоу.

 

— Я когда пришел в коллектив, сразу сказал – надо ехать в Новосибирск, потому что публика здесь отличная, – рассказывает "Щелкунчик" Николай Гусев. – В Новосибирске я бывал еще до "Кракатука". Здесь любят цирк, здесь всегда мы получаем аплодисменты там, где никогда нам не аплодировали раньше. Может быть, сибиряки что-то по-другому чувствуют, ведь всегда отличаются все города и все залы.

 

— Залы? Цирки-то везде типовые :)

 

— Зато менталитет разный. Мы приезжаем в город – в каждом своя жизнь. Я даже не о деньгах, не о работе… Восприятие происходит по-разному. У нас ведь здесь нет точек на "комплимент" (пауза для реакции зала – прим. ред.), спектакль идет и идет… А тут зритель такой – один кто-нибудь хлопнет, и все его поддерживают, свистят, кричат "Браво!". Кстати, "браво" кричат не везде – наверное, стесняются. А если мне не хлопают, я не обижаюсь на публику – просто значит, я что-то не то сделал.

 

Когда в июне 2004-го года в Питере поставили зрелище "Кракатук" по мотивам сказки Гофмана "Щелкунчик и Мышиный Король", местная критика тоже не спешила хлопать. Поначалу было, мягко говоря, недоумение. Потому как, с одной стороны, человечища (!): режиссер – Андрей Могучий, художник – Александр Шишкин, а технического воплотителя его замыслов вообще откопали на Пушкинской, 10. И еще – театр-цирк по европейским образцам и великолепная, актуальная хореография, и спецэффекты, и мультимедиа. Но с другой, "наше все" – Петр Ильич Чайковский – пошел, страшно сказать, под "Нож для фрау Мюллер". И питерская публика требовательная. Хотя было не понятно, к чему эти требования предъявлялись, – к цирку (конкретному – на Фонтанке) или к театру (вообще как к высокому искусству). Известно, отечество славится отсутствием пророков. За технократическими посылами и метафорами всем дружно угляделось технологическое несовершенство. Да и, блин, – все в цирк пришли, а тут ни клоунов, ни дрессированных зверюшек (живых мышей – армию Мышиного Короля – с премьеры сняли, это да).

 

Впрочем, все это не помешало постановке успешно гастролировать по стране и миру и собирать восторженные отзывы типа "Кракатук входит в десятку лучших шоу в мире!" Правда, это уже от благодарной зарубежной прессы. Отечественная, в основном, не продвигается дальше подробного описания пресловутых пальто. Может быть, потому что до сих пор не знает, как относиться к этому нетрадиционному цирку-театру. Ведь все видели балет, все-все смотрели мультфильм, ну и Гофмана тоже кто-то читал (вопрос для самопроверки: "А что такое "Кракатук"?"). Но нигде не предусмотрено, что Щелкунчик – это сначала яркий мачо, а потом телевизор с ногами, а Мари (точнее – Маша) – не кисейная барышня и вступает в рукопашную с адскими мышами…

 

Исполнитель главной роли сказку тоже не читал:

 

— Балет смотрел и мультик :). Думал, что надо почитать, но потом, когда вжился в роль, оказалось, уже не надо. Я уже все понимаю, что происходит. Когда вылетает Щелкунчик, в его образе заложен герой-любовник… Я поначалу стеснялся. А вообще, главное – контакт с залом. Видишь глаза девушки и начинаешь на нее работать, пытаешься ее покорить :).

 

— А девушка в зале это замечает?

 

— Может быть, потому что не только ведь смотришь – подмигиваешь, рукой машешь.

 

— Так все-таки это цирк или театр?

 

— На 70 процентов – театр. В цирке выполняется элемент и тут же идет комплимент, а здесь помимо элемента еще миллион движений, а отдача будет, если у тебя правильный внутренний мир.

 

По словам генерального продюсера проекта, Олега Чеснокова, можно назвать точную дату, когда родилась идея "Кракатука". Тогда это еще не был замысел сегодняшнего "театра-цирка" по Гофману, а только разговор о том, что хорошо бы создать новый синтетический жанр. Так вот, идею эту 19 декабря 1998 года высказал в беседе с Чесноковым министр культуры… Монако. "Он говорил, что вот, мол, у вас балет замечательный, и театр хороший, и цирк тоже ничего, почему бы вам не придумать зрелище, понятное во всем мире".

 

— Николай, а за границей какая реакция на "Кракатук"?

 

— У них вообще сносит крышу, они визжать начинают, кричать, топать ногами…

Труднее всего было найти постановщика. Мистика стереотипов – режиссеры с порога начинали говорить, что на манеже должна быть елка. Генпродюсер скучнел и прощался. Потом пришел Андрей Могучий. Могучий решил, что современный вариант сказки Гофмана должен быть электронным, диджейским, в духе, ну, например, "Ножей для фрау Мюллер". Таким образом, в проект пришел питерский автор "Ножей" Олег Гитаркин, он привел с собой Игоря Вдовина. Могучий же притащил главного художника Александра Шишкина. Правда, чуть позже оказалось, что никакие театральные мастерские не способны сделать придуманных Шишкиным фантастических монстров и странные движущиеся объекты. Потом на одном из питерских "сквотов" отыскался Бармалей – Алексей Богданов, сделал монстров, спасибо.

 

— Так почему нет настоящих мышей? За ними особый уход нужен?

 

— Зато у нас голуби есть… Не то чтоб уход. Их собирать надо, они разбегаются – это первая из проблем, а вторая в том, что половина женского состава их боялась.

 

— Цирковые артисты чего-то боятся? А, кстати, профессиональные приметы, суеверия у вас есть?

 

— Как у всех цирковых – не сидеть спиной к манежу, не переступать через реквизит.

 

— Как у вас строится день на гастролях?

 

— В силу специфики профессии, у всех расписаны обязанности – помимо работы в манеже, мы делаем костюмы, бутафорию, еще обязательно репетиции – надо держать себя в форме.

 

— А по городу, в котором выступаете, гуляете?

 

— Когда морозы будут поменьше, мы сходим обязательно в зоопарк – у вас же один из лучших в Европе зоопарк! Да у вас много чего – кукольный театр… оперы идут… Конечно же, мы не сидим – у нас есть групповые выходы – театры, клубы. Правда, первым делом все обращают внимание на магазины – шопинг...

 

— Был ли у вас какой-то момент в карьере, когда вы сказали себе: "Вот это я молодец!"?

 

— Такого не было. Мне все мало. Я прихожу домой и понимаю, что я мало занимаюсь, что это не предел. Я понимаю, это не то достижение, после которого можно говорить: "Я – супер!", хотя бы потому, что я видел лучше.

 

— А кто для вас авторитет в цирке?

 

— Это Ольга Морева, воздушная гимнастка, она ставила в "Кракатуке" воздух.

 

Описывать "Кракатук" междометьями глупо, а словами долго (на перечисление одних только видеоэффектов Александра Малышева уйдет масса времени и все буквы). В любом случае, каждый воспринимает происходящее на сцене очень по-своему, у каждого свои ассоциации – на то это и ассоциативный театр. Кому-то и не понравится. Но… "хотите послушать сказку о Щелкунчике и Мышином Короле?", тогда снимайте с головы телевизор и "включите ваше воображение и не обращайте внимания на то, что я буду говорить…". Или кто-нибудь еще.

 

Как сказал Николай под занавес беседы: "До этого я работал в других местах, сейчас не понимаю, как можно заниматься чем-то еще", как сказал мой приятель, сходивший на представление: "И как теперь люди будут обычное шапито смотреть?" Крепитесь, люди. Продюсер уже пообещал следующий мегамасштабный проект.

 

Шоу "Кракатук" можно лицезреть в Новосибирском цирке до 1 марта.

 

Фото с представления здесь!

Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 15798 | комментариев:3

Комментарии
 

leb_k: 18.02.2009 18:06

23 июня 2004-го года были в Питере на этом шоу. Если хотите сходить, не берите детей, им представления не выдержать.Мы ушли через 40 мин.

 

Злая собака: 20.02.2009 11:31

представление просто невероятное!!!фантазия у людей отличная!мне очень сильно понравилось.

 

DimSRT: 07.03.2009 00:13

Да, КРАКАТАУК - это не реальное шоу!!!

Фан-клуб "КРАКАТУК" - http://krakatuk.ucoz.net/
Статьи, музыка, фото, видео.

 

Обсуждение на форуме сибнет

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
Выиграй билеты на «революцию»!ИТОГИВыиграй билеты на «революцию»!ИТОГИ
Разыграны билеты на трагикомедию «Девушка по имени Шамиль»
 Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ! Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ!
Sibnet.ru  и  интернет-магазин женской одежды Стиль завершили  конкурс  СТИЛЬНАЯ ОСЕНЬ!