Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

Шаманы заняли место Деда Мороза

26.03.2009 11:54 События

Те "счастливцы", для которых набор воспоминаний о новогоднем торжестве в очередной раз ограничился боем курантов и традиционным пробуждением под елкой, 21 марта получили возможность реабилитироваться. Правда, Деда Мороза с подарками в мешке заменил шаман с бубном, а вместо пихтового дерева на этот раз – молодая березка. Все потому, что праздновали на Кузбассе Чыл-Пажи – шорский Новый год по традиции народов Саяно-Алтая. 

 

С чалам в руках под звуки кай-комуса

 

Традиция празднования Чыл-Пажи была восстановлена Центром шорской культуры "Аба-Тура" и Новокузнецкой городской общественной организацией "Шория" в 2002 году.

 

Тогда целью проведения мероприятия было ознакомление желающих с традициями и обычаями тюркских народов. Сейчас это больше привычная для кузбасских школьников операция под названием "Томская писаница" и встреча старых знакомых – для участников и организаторов мероприятия. Что тоже неплохо.

 

В нынешнем году желающих отпраздновать необычный Новый год в марте было много. Да и программа для пришедших на праздник впервые казалась насыщенной.

 

На одной из организованных площадок проводились приближенные к исторической реальности ритуалы. Процессом руководили ныне действующие шаманы (Ажан Кезереков – шаман из Республики Горный Алтай, Мария Павловна Колчегошева – телеутская шаманка из с. Беково Беловского района, Светлана Пашева – шорская шаманка из г. Новокузнецка).

 

Шаманы познакомили присутствующих с весенним ритуалом – кормлением молоком огня. Многие обратили внимание на поведение телеутской шаманки. Она явно нехотя брызнула несколько капель в костер, не сделав обязательного движения по кругу. Дело в том, что у телеутов этот обряд запрещен. Считается, что молоко лишь разозлит духов огня.

 

Шорцы же молока не жалели. Гостям, с ног до головы забрызганным молоком, раздали черные чалам (полоски из ткани). Считается, что каждый узелок, завязанный на веревочке, обозначает неприятный момент в жизни, а после того, как "темный" чалам попадает в специально предназначенный для этого костер, человек избавляется от всех проблем. Голубые (символ неба) и белые (олицетворение чистых помыслов) от тепла человеческих рук заряжаются положительной энергией и мыслями о самом сокровенном. Ленточки повязываются на молодую березку. Главное – умело прикрепить чалам. Узел помешает исполнению желания.

 

В основе Чыл-Пажи лежит древний весенний обряд – шачил. Изначально шорцы сопровождали действие кроплением берез молоком и брагой, чтобы задобрить озлобленных горных духов. Традиция совершалась всем улусом в отдаленном от селения месте. После этого роща возводилась в ранг священной, тщательно охранялась и не вырубалась.

 

Траектория движения солнца, танец у костра, платки, обмотанные вокруг голов женщин –  в тюркской традиции очень важен образ круга. Это форму имеет предмет шаманского культа – бубен (туур). Символом времени, замыкающимся в кольцо, у шорцев, так же как и у хакасов, считается змея. "Начало года повернулось, голова змеи загнулась", – говорят пожилые носители традиций.

 

Пока девушки пробовали национальные шорские блюда и любовались яркими костюмами, сильная половина заинтересовалась исключительно мужскими забавами. Показательные ритуалы под горловое пение и игра на традиционных народных инструментах чередовались с рукопашным боем (куреш) и стрельбой из лука.

 

Все бы ничего. Только маленький мальчик плакал и никак не хотел уходить. Он ждал подарок. Иначе, какой же это тогда Новый год?

 

Шорцы забывают свои традиции?

 

Перед поездкой ваша покорная слуга решила ознакомиться с историей шорского праздника. Материала нашлось, мягко говоря, немного. Из года в год информационные агентства исправно копируют пресс-релизы, которые все как один содержат одну и ту же небольшую справку о празднике. "Чыл Пажи – шорский народный праздник, в переводе означает "Голова года", на эту голову падают первые лучи "Нового солнца" в дни весеннего равноденствия. Этот праздник в древности открывал новый жизненный цикл и являлся особо значимым для шорцев", – это может узнать любой пользователь интернета. Пришлось отправиться на "Томскую писаницу" с вопросами по истории Чыл-Пажи. Удивительно, но ведущая мероприятия повторила то же, слово в слово.

 

Кандидат исторических наук, ныне преподаватель Кемеровского государственного университета В. М. Кимеев еще в 1994 году в первом выпуске "Шорского сборника" отметил у народов потерю преемственности поколений. Молодежь получала образование и забывала родной диалект, в результате лишь люди пожилого возраста являлись носителями традиций и владели коренным языком.

 

Год 2009. Только деятельность немногочисленных музыкальных коллективов, проведение обрядовых праздников и научно-практических конференций поддерживают тонкую нить древних традиций народов Саяно-Алтая. Денис Козубенко, участник детского коллектива "Ойун" из Междуреченска, в круг своих интересов наряду с R’n’B и брейкдансом включил занятия фольклором. Возможно, благодаря именно таким, как он, об историко-культурном наследии Горной Шории еще узнают в будущем.

Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 8247 | комментариев:2

Комментарии
 

Ломакина: 26.03.2009 12:48

здорово, что написали об этом

 

shoretz: 26.03.2009 16:48

Через 200 лет китайцы будут примерно то же писать про "Новый год". Только иероглифами...

 

Обсуждение на форуме сибнет

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
Выиграй билеты на «революцию»!ИТОГИВыиграй билеты на «революцию»!ИТОГИ
Разыграны билеты на трагикомедию «Девушка по имени Шамиль»
 Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ! Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ!
Sibnet.ru  и  интернет-магазин женской одежды Стиль завершили  конкурс  СТИЛЬНАЯ ОСЕНЬ!