Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

Новосибирцы обматерили новый закон

01.07.2014 18:43 События

Культурные деятели Новосибирска публично прощались с нецензурной лексикой, хором выкрикивая матерные слова.

Статья закона «О государственном языке Российской Федерации» вступила в силу 1 июля. Она запрещает  нецензурную лексику в произведениях литературы, искусства, СМИ, концертах, театральных постановках, зрелищно- развлекательных мероприятиях и при показе фильмов в кинотеатрах. Деятели культуры живо откликнулись на чиновничью заботу о народной нравственности. В  библиотеке Махараджи Новосибирска прошел «скромный фестиваль, организованный силами неравнодушных законопослушных граждан», названый ими «[ХУ ИЗ?] - фестиваль внутренней свободы и рас [скреп]ощения».

 

Зачем понадобилась данная акция? Затем, чтобы зрители, к чему их призвали организаторы действа Дмитрий Рябов и Андрей Жданов, напоследок хором проорали четыре слова (угадайте с четырех раз,  какие), подлежащих запрету. Ну так орите себе дома и в подворотне сколько душе угодно, и ничего вам за это не будет. А будет штраф за употребление  нецензурной лексики в произведениях искусства. В бытовой речи можно, а в художественной – нельзя. Таков абсурд действительности.

Доктор филологических  наук Илья Кузнецов рассказал, что первый профессиональный литератор России Александр Пушкин, нащупывая новый литературный язык, обращал внимание на разные слои речи, используя, в том числе, и мат. Но ни ему, ни его современникам не приходило в голову открыто его декларировать. А вот футуристы применяли обсценную лексику как самое сильное  средство эпатажа публики.  Венечка Ерофеев в «Москва-Петушки» обратился к  этому слою языка в знак отказа от общепринятых норм, насаждаемых тоталитарным государством. Функция литературы 90-х иная: посредством мата приблизить к себе читателя.

 

Что касается языка сегодняшнего, то он зазвучал со сцены фестиваля.   Актриса НГДТ Анна Чехова прочитала пьесу Ивана Вырыпаева «Июль»руководитель творческой мастерской «Ангел Копуста» Константин Колесник – пьесу менее известного автора   Дмитрия Карапузова «Кто любит Панкратова». Оба текста в силу нового запрета прозвучали  со сцены в последний раз. Вырыпаев наотрез отказался переписывать свое творение. А Карапузову и вовсе нет смысла переписывать, иначе пришлось бы превратить персонажей-маргиналов в немых. В первом случае нецензурных слов было раз- два и обчелся, но зрители покидали зал со словами: «Тягомотина какая-то», «Мне интересно про жизнь, а не про дурдом», «Не для средних умов». Во втором мат матом погонял, а зал хохотал от души, подбадривал артиста аплодисментами и репликами в духе «Улет!» и «Давай, братан!».  

 

- Проблема мата – не проблема искусства. Не это главное, не с этой стороны надо заходить. Если на афише написано 18+, то взрослый человек все поймет, а  на улице своя жизнь. Нужно не с высокой культуры начинать ограничения, а с массовой, - считает Илья Кузнецов.

 

Ограничения коснулись и кинематографа. В тот же день в кинотеатре «Победа» состоялся показ фильма Андрея Звягинцева «Левиафиан» – для очень ограниченного круга лиц. Потому, видимо, замолчали событие, что как бы чего не вышло: картина нашего прославленного земляка содержит ненормативную лексику. При этом она уже получила приз за лучший сценарий на 69-м Каннском фестивале.

 

 «Закон нуждается в оценке экспертов, так как у нас часто решения принимаются людьми, которые не являются профессионалами в конкретной сфере,» - приводит слова Звягинцева www.ntv.ru. Пока продюсеры находятся в стадии получения прокатного удостоверения, режиссер от комментариев о переозвучке воздерживается. Зато фильм «Звезда» режиссера Анны Меликян, получивший приз «За лучшую режиссуру» на 25-м Открытом российском кинофестивале «Кинотавр», уже переозвучен в соответствии с законом.

 

К счастью, ни Пушкин, ни Есенин не успели переписать свои тексты в соответствии с законом. Местные исполнители ностальгически прочитали их со сцены в первозданном варианте. Кстати, пушкинскую «Телегу жизни» в конце прошлого века Сергей Афанасьев включил в свой знаменитый спектакль  «Дядя Ваня». Пресловутого закона еще не было,  но исполнитель заглавной роли Сергей Новиков трактовал многоточие во втором четверостишии в соответствии с мягким характером героя: «С утра садимся мы в телегу; Мы рады голову сломать, И, презирая лень и негу, Кричим: пошел, едрена мать!».

 

Многие стихи современных поэтов не оставляют простора для трактовок, что фестиваль «[ХУ ИЗ?] успешно продемонстрировал. «А я пью и курю, на себя не похож» - так начинается опус Геннадия Свистунова, а дальше следует, так сказать, непереводимая игра слов. Нечто подобное прочитал поэт Андрей Жданов, на что драматург  Дмитрий Рябов иронично заметил:

 

- Надо начинать не с запретов мата в стихах Жданова, а воспитывать детей так, чтобы им стыдно было читать стихи Жданова.

 

- То, как мой ребенок будет относиться  к матерщине, зависит не от государства, а от моего воспитания, - солидарен с ним зритель фестиваля программист Алексей Б., и не только он.

 

Под занавес Рябов и Жданов пустили по рядам трехлитровую банку, в которую предложили накричать матерных слов. А затем символически законсервировали эту банку. Так и с законом о запрете мата. Для облагораживания нации он имеет чисто символическое значение. Товарищи, которые  заменяют нецензурной бранью отсутствие незнакомых слов, о том законе даже не подозревают. 

Елена Богданова, советник президента Объединения перевозчиков Сибири: Художественный мат давно утвердил свое право на существование, со времен Баркова. Однако художественный мат - большая-пребольшая редкость. Чаще всего непечатные слова у литераторов - это всего лишь словесная распущенность. Как говорил мне психолог Игорь Лях, эти интеллектуалы просто бравируют непечатной лексикой, бросают вызов окружающему миру, пытаясь от него отделиться. Так вот, вместо художественного мата у современных словесников часто идет специфическая форма агрессии. Мне она омерзительна. Более омерзительна, чем мат слесаря-сантехника.
Юлия Чурилова, театральный менеджер: Запреты у нас нужны не на территории искусства, где они невозможны и губительны, а на территории культуры быта. Давайте не путать культуру, то есть цивилизацию, которая, безусловно, выстроена на запретах, (я тоже не считаю, что допустимо использовать мат в бытовой речи, когда рядом прогуливаются дети), и искусство. С бытовой культурой надо работать, но чем повредит нравственности и прочим заштампованным понятиям просмотр спектаклей по пьесам Вырыпаева или чтение современной поэзии и литературы постмодернизма? Театр посещают всего 2-3% населения, маркировки о возрасте более чем достаточно. А в основе культурной политики должно лежать просвещение, а не запреты.
Другие статьи автора:
27.02.2016 «Комната»: побег в открытый космос
04.02.2016 Кехман виноват в том, что забыл накрыть поляну
28.01.2016 «Девушка из Дании»: я трансгендер, и горжусь этим!
20.12.2015 «Млечный путь»: граната взорвалась
25.05.2015 Мария Шумакова: «Обнаженное тело прекрасно!»
23.05.2015 «Сладкая жизнь»: в зеркале желания

Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 11650 | комментариев:5

Комментарии
 

zhapoff: 01.07.2014 23:43

Ребят, ну вы хоть видео предоставьте, чтоле...

 

sasha805077: 02.07.2014 08:54

Мне ПОХ

 

ubgthdfh2222: 02.07.2014 10:34

Цитата(zhapoff @ 01.7.2014, 23:43)
Ребят, ну вы хоть видео предоставьте, чтоле...

нельзя, модератор сам себя забанит тогда )))

 

Plaguer: 03.07.2014 23:33

Интеллигенция, в самом уничижительном её смысле.

 

Будь мужиком: 04.07.2014 09:32

Цитата(Plaguer @ 03.7.2014, 23:33)
Интеллигенция, в самом уничижительном её смысле.

Отрадно видеть здесь труъ колхозника!

 

Обсуждение на форуме сибнет

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
Выиграй билеты на «революцию»!ИТОГИВыиграй билеты на «революцию»!ИТОГИ
Разыграны билеты на трагикомедию «Девушка по имени Шамиль»
 Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ! Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ!
Sibnet.ru  и  интернет-магазин женской одежды Стиль завершили  конкурс  СТИЛЬНАЯ ОСЕНЬ!