Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

«Дорога на Берлин»: как предатель стал героем

07.05.2015 21:26 Рецензии

К 70-летию Победы вышла очередная премьера военной драмы, на этот раз – про непростые отношения двух солдат, русского и казаха.

Разрушительную эпопею вкупе с хрупкими женщинами против фрицев нам показали в фильмах «Битва за Севастополь» и «А зори здесь тихие…». Теперь надо что-то тихое, личностное, интимное. Режиссер Сергей Попов предложил свою версию Великой Отечественной. В «Дороге на Берлин» почти обошлось без батальных сцен, за исключением немецких танков, которые, пронзая деревянные сооружения насквозь, крушат русские деревни. Кстати, для съемок использовались танки военно-технической базы Мосфильма «КВ-1», шесть «Т-34» и четыре немецких танка «ТИГР».

 

К танкам Карен Шахназаров, выступивший продюсером и руководителем идеи, питает особое пристрастие. В его мистическом фильме «Белый тигр» танк вообще заглавный герой. В остальном почерка мэтра в «Дороге на Берлин» не наблюдается. Наверное, он осуществлял руководство идеей издалека.

 

В центре картины отношения двух солдат – русского лейтенанта Огаркова и рядового казаха Джурабаева. Одного трибунал приговорил к высшей мере за якобы трусость и предательство – он, как и все, побежал от немецких танков, а не кинулся на них грудью. Другой обязан конвоировать арестанта в штаб для вынесения приговора. Их дорога идет ни на какой ни на Берлин, а через лес, степь, болото, реку и деревни, занятые немцами. Казах маниакально стремится доставить преступника по назначению, хотя все идет к тому, чтобы этого не делать.

 

Фильм снят по повести Эммануила Казакевича «Двое в степи» и военным дневникам Константина Симонова.Использованы также воспоминания отца Карена Шахназарова. В первоисточниках все стройно и ясно. А в сценарии Евгения Никишова обнаруживаются пустоты и провалы. Совершенно непонятно, что движет персонажами и есть ли в их поступках вообще какая-то логика.  Цель - попасть на фронт, принять участие в освобождении Родины, внести свой вклад в разгром врага ими не движет. При встречах с командирами  казаху приказывают передать арестанта в распоряжение вышестоящих и отбыть восвояси, но тот упорно твердит про приказ, словно именно в нем заключается смысл его жизни.

 

А далее происходят совсем уж немыслимые вещи. Через секунду Огаркова расстреляют, как и предписано трибуналом. Но тут, все равно как в плохом детективе, приходит спасение. Огаркова внезапно вызывают из шеренги приговоренных и ведут к командиру. Оказывается, теперь Огарков вовсе никакой не предатель, а самый настоящий герой. Ибо у Джурабаева в наличии, правда, неизвестно откуда, наградной лист о награждении Огаркова орденом Красного знамени за выход из немецкого окружения. Нет, правда, откуда, если еще 10 минут назад о том не было и речи?

 

И вот они квартируют у красивой русской вдовы, которая весьма откровенно расположена к Огаркову, но, похоже, девочки его не интересуют совсем. Не подумайте ничего такого, намека на нетрадиционные отношения здесь не заложено, иначе было бы пошло, а этот фильм не такой. Разумеется, он посвящен зародившейся, но внезапно оборвавшейся мужской дружбе. Такой сильной дружбе, что после смерти Джурабаева Огарков не рвется на фронт, чтобы отомстить врагу, а самостоятельно является в штаб, чтобы его расстреляли. А вроде не контуженный пока.

 

Может быть, создатели хотели донести идею о святости приказа. Ведь приказы в армии не обсуждаются, а беспрекословно выполняются. Но приказ приказу рознь. Одни приказы поднимали бойцов в атаку, а другие – служили оправданием подлости. Свои стреляли в своих без суда и следствия, предавали однополчан ради абстрактной идеи, после победы избавлялись от фронтовиков-инвалидов.  Война – вообще абсурдная вещь, и фильм мог бы стать историей очередного военного абсурда. Который отступает перед искренностью человеческих отношений. Ведь иной раз проклевывается живое в этих мальчишках, толком не успевших вкусить жизни, но засунутых в самое пекло. Где нужно учиться самим принимать решения, не уповая на приказы.

 

Имен ни того, ни другого мы не узнаем.  Огарков и Джурабаев так и останутся безымянными персонажами в фильме ни о чем. Актеров зовут Юрий Борисов и Амир Абдыкалов, но кто их запомнит?

 Корреспондент MORSа смотрел фильм «Дорога на Берлин» в новосибирском кинотеатре  СИНЕМА ПАРК

Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 10228 | комментариев:2

Комментарии
 

shedovaav_dsl: 07.05.2015 23:45

Уж и не знаю... После последних военных фильмов как - то даже время тратить не хочется.
Разрушительную эпопею вкупе с хрупкими женщинами против фрицев нам показали в фильмах «Битва за Севастополь» и «А зори здесь тихие…».
А была ли разрушительная эпопея?

 

СветланаФролова: 08.05.2015 07:20

Цитата(shedovaav_dsl @ 07.5.2015, 23:45)
Уж и не знаю... После последних военных фильмов как - то даже время тратить не хочется.
Разрушительную эпопею вкупе с хрупкими женщинами против фрицев нам показали в фильмах «Битва за Севастополь» и «А зори здесь тихие…».
А была ли разрушительная эпопея?

а вы любитель разрушительных эпопей, судя по всему?

 

Обсуждение на форуме сибнет

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
Выиграй билеты на «революцию»!ИТОГИВыиграй билеты на «революцию»!ИТОГИ
Разыграны билеты на трагикомедию «Девушка по имени Шамиль»
 Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ! Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ!
Sibnet.ru  и  интернет-магазин женской одежды Стиль завершили  конкурс  СТИЛЬНАЯ ОСЕНЬ!