Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

Моцарт, Гагарин и 350 метров упаковки!

01.02.2016 11:51 Персона

Известный хореограф Ольга Лабовкина  рассказала о своем спектакле «Homo Tegens», новосибирских танцорах и «трушном» contemporary dance.

В прошлое воскресенье на сцене Дома Ленина раскручивали 350 метров крафтовой бумаги, запускали Гагарина в космос и упаковывали людей. Такого филармонические стены еще не видели. Но главным образом эти стены не видели часового спектакля в стиле contemporary. И вот свершилось — состоялась премьера спектакля «Homo Tegens» в исполнении Action Dance Company.

 

В основе спектакля лежит идея оков, упаковки, в которую человек загоняет себя сам (от лат. homo — «человек» и tegimen — «оболочка», «броня»). Справедливости ради надо заметить, что эксперименты в современной хореографии у новосибирских танцоров случались и раньше, но создать целостное произведение, а не разрозненные танцевальные номера, кажется, получилось впервые. Хореографом-постановщиком спектакля выступила Ольга Лабовкина (г. Минск) — одна из самых известных танцовщиц и перформеров в области современного танца на постсоветском пространстве.


 

 

Справка:

 

Ольга Лабовкина — выпускница Академии русского балета имени А.Я. Вагановой (г. Санкт-Петербург), создатель и руководитель театра танца KARAKULI (г. Минск), постановки которого были представлены на фестивалях IFMC (Витебск), «Золотая Маска» (Москва), Zawirovania (Варшава), Zelyonka-fest (Киев) и др. Ольга сотрудничала с хореографом Сибриг Доктер (Швеция) в создании перформанса «Там, где вода течет вверх», отмеченного на фестивале «Белая Вежа» (Брест) премией в номинации «Эксперимент». В качестве репетитора и танцора участвовала в создании мюзикла «Метро» (Варшава) и «Пророк» (Санкт-Петербург).  Была резидентом Korzo - одной из крупнейших production компаний в сфере современного танца в Нидерландах. Является участницей объединения профессиональных танцоров и перформеров AgripinaLab.

— Ольга, как вы сами оцениваете спектакль «Homo Tegens»? Все ли из задуманного удалось реализовать?

 

— Я всегда исхожу из возможностей и, скажем так, выжимаю максимум из ситуации. Мне кажется, если бы у ребят было спонсирование (спектакль «Homo Tegens» создавался полностью за счет средств Action Dance Company, по словам участников, в проект было вложено 250 тыс. руб. — прим. автора), то можно было бы сделать еще более интересные вещи в техническом плане. Технические возможности всегда провоцируют более бурное воображение. В целом я очень довольна результатом, учитывая формат, в котором мы работали. Ребята приложили большое количество усилий в организационном плане. В самом начале мы занимались спектаклем 10 дней, потом было 2 приезда по неделе и до премьеры — еще 10 дней. Это довольно короткий срок. Но отработка материала велась ими самостоятельно.

 

— То есть фактически вы сделали спектакль за месяц?


— Получается, что так. Наша история с Action Dance Company и этим спектаклем началась 2 года назад. Потом ребята занялись другими делами, выпустили еще один спектакль  –  очень весомую работу. Когда я приехала сюда в третий раз, это был уже совсем другой Action. Работа с другим хореографом (с  Костей Радьковым) на них повлияла и в плане осознанности, и в плане более зрелого подхода к работе с телом.

— Ваше знакомство с Action Dance Company состоялось на «Танц-Отеле» (учебный проект для танцоров и хореографов, проводимый на площадке Новосибирского хореографического коллежа)?


— Да, ребята пришли ко мне на мастер-классы. Я была удивлена: такой сильный коллектив… Они технически отличались от привычного уровня, чем, конечно, привлекли мое внимание. Потом мы начали общаться в Интернете и решили вместе поработать. Мы не срезу пришли к большой форме, а сначала сделали два танца, которые были довольно успешно встречены зрителями, а один из них даже взял гран-при на фестивале «Российская студенческая весна». Мы очень обрадовались и решили сделать что-то посерьезнее. Я благодарна Лене (Елена Бакалейник, руководитель Action Dance Company — прим. автора) за то, что она проявила доверие ко мне как к хореографу, не вмешивалась в задумки, идеи, не спрашивала много, я имела большую свободу в действиях.

 

—Сотрудничество с Action Dance Company — ваш первый опыт работы с сибирскими танцорами?


—  В Новосибирске я не выпускала других проектов и не работала с другими коллективами. Только в формате мастер-классов.

 

— Вы отметили высокий уровень танцоров Action Dance. В то же время многие из них не имеют хореографического образования. Есть ли в нем необходимость для танцоров contemporary dance?


—  Представление о профессионализме в современном танце очень размыто. На мой взгляд, необязательно иметь образование, потому что у нас пока что сложно с институциями, которые выращивают профессионалов в области современного танца. Это тоже риторический вопрос: может ли современный танец развиваться в условиях института, университета?

 

— То есть классическая база для современного танца не требуется и даже может стать помехой?


—Иногда она мешает. Я чаще всего работаю не только с телом танцора, но стараюсь подключать и его внутренние ресурсы, движенческий и человеческий опыт. И даже иногда случается интуитивно нащупывать болевые точки, страхи и т.д. Люди бывают счастливы, преодолевая свои собственные страхи.

 

— Вы чаще всего работаете с танцорами без специального хореографического образования?


— Скажем так, это не исключительно профессионалы. Если человек двигается, танцует, хочет развиваться и делает для этого многое, если я чувствую, что это мой персонаж, я буду с ним работать. И мне все равно, есть у него образование или нет. Например, театр танца KARAKULI, руководителем которого я являюсь, состоит наполовину из людей, у которых есть хореографическое образование, а наполовину – из тех, у кого образование в других или смежных областях.

 

— Вы сотрудничаете с европейскими проектами и работаете с танцорами на всей территории СНГ. Могли бы выделить наиболее интересные центры развития современного танца?


— В Европе вообще другой уровень существования современного танца. Он развивается там быстрее и имеет уже свою многолетнюю историю. В то время, пока в Советском Союзе современного танца не было в помине, там он уже переживал некоторые перевороты — переходы от модерна к постмодерну, обретал синтетические формы.

 

Центры танца? Не знаю, как их выделить, потому что Европа ими наполнена. Это и Амстердам (SNDO), Бельгия (PARTS) и Англия (Trinity Laban), и Гамбург (Performance studies). В Европе существует много институций, которые занимаются современным танцем. Если говорить о постсоветском пространстве, то в Украине его развивают Totem Dance School, Антон Овчинников, который занимается привозом различных хореографов как для классов, так для постановок, а также организует фестиваль «Zelyonka  –  FEST», Лариса Венедиктова  — перформер, основатель Tanclaboratorium, а также Buchok  Art family и другие.

 

Это люди, которые занимаются «трушным», не медийным contemporary dance. Если говорить о России, то это, конечно, школа «Цех» в Москве. Из образовательных проектов можно назвать АРБ имени А.Я. Вагановой, а именно Научно-творческую лабораторию композиции современных форм танца. Там готовят художников танца — это перформеры, хореографы, постановщики, исполнители, которые работают с телом, исходя из современных концепций, изучают различный спектр дисциплин.

 

Могу выделить один из самых зрелых фестивалей современного танца на постсоветском пространстве — OPEN LOOK, который проводится в Питере. При фестивале работает школа «Каннон Дэнс». Если говорить о Новосибирске, то это «Танц-Отель» и Елена Панасенко. Ей низкий поклон за то, что она в таком отдаленном от Европы городе развивает современный танец и не сдается, несмотря на какие-либо трудности.

— Давайте вернёмся к спектаклю «Homo Tegens». Многие зрители отмечают интересный музыкально-звуковой ряд. Музыка дополнена звуками шелестящей бумаги, аудиорядом с речью Гагарина. Скажите, как происходил выбор музыкального материала?


— Музыка появилась не сразу. Я могу прийти на начало постановки с одним каким-то инструментом, своего рода ограничением, в рамках которого танцоры могли бы импровизировать. Затем, нащупав материал, я придаю ему какую-то форму, подбираю музыку. Это процесс иногда для меня весьма мучительный, потому что музыка, бывает, существует внутри меня на уровне ощущения, но я не могу найти что-то похожее в реальности, перекапываю гигабайты! Поскольку времени было много (все-таки прошло 2 года), то музыка для «Homo Tegens» несколько раз полностью менялась. Наверное, только «космонавт» был найден сразу, все остальные треки дополнялись или вычеркивались. Один трек в спектакле создан специально из звуков крафта.

 

— Наряду с современными композициями в спектакле звучит Моцарт. Чем обусловлен выбор классического материала?


— Под это произведение Моцарта была поставлена прекрасная работа Иржи Килиана «Маленькая смерть». Для меня это классика жанра. В нашем спектакле есть отсылка к этой работе и рефлексия на нее. Цитатность и интерпретация прошлого материала весьма характерны для постмодернистских постановок. Не знаю, долетел ли посыл до зрителей, но для меня это комичная сцена.

 

— То есть это переосмысление классики?


 — Скорее я бы назвала эту сцену рефлексией на работу Килиана и только чуть-чуть – новое прочтение Моцарта.

 

— Специально для спектакля из Челябинска было привезено 350 метров крафтовой бумаги. Идея с упаковкой была изначально?


— Нет. Я всегда приезжаю «пустая», никогда не привожу готовых идей. Не знаю, хорошо ли это или плохо, но я погружаюсь в коллектив, начинаю чувствовать его атмосферу, энергию, нюансы, и тогда работа выходит из самих людей. Мы решили записать крафтовые звуки, когда оформилась идея упаковки, но даже не знали, как развешивать эту бумагу: купили рулоны, пришли в класс и стали экспериментировать.

 

И всё же изначально создавался движенческий материал. Надо отметить, что мы от многого отказались, то есть материала было наработано гораздо больше. Одну сцену я вообще выкинула, что-то переделала, две сцены были добавлены намного позже. Мне кажется, что материал жил какой-то своей жизнью и развивался даже через дистанцию во времени. Точно так же, как живем и развиваемся мы сами.

 

— Action Dance Company объявляет о своем закрытии. А спектакль «Homo Tegens» получит продолжение? Планируется ли его куда-то вывозить или ставить на другие коллективы?


— Ставить этот же материал на другие коллективы точно не стану, потому что каждый коллектив индивидуален. Мне, как и самим ребятам, было интереснее экспериментировать, чем получать какую-то готовую хореографию. Если ребята смогут собраться, мне бы хотелось показать этот спектакль где-то еще. С Леной (Елена Бакалейник – прим. автора) мы это обсуждали. Пока загадывать рано, но в планах есть выступления. Люблю Новосиб, и очень хочется бывать здесь чаще!

Другие статьи автора:
20.02.2016 Артисты в армии: как «съесть собаку»
06.10.2014 Балет наизнанку
25.07.2014 Вопрос о театральной столице Сибири решен!
30.05.2014 Если ты бесполезен, тебя отправят в Сибирь
21.04.2014 Светлаков: прошу не повторять "Гори, волосяка!"
28.03.2014 Миссис Новосибирск Int. с роялем в кустах

Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 9069 | комментариев:0

Комментарии
 

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
Выиграй билеты на «революцию»!ИТОГИВыиграй билеты на «революцию»!ИТОГИ
Разыграны билеты на трагикомедию «Девушка по имени Шамиль»
 Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ! Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ!
Sibnet.ru  и  интернет-магазин женской одежды Стиль завершили  конкурс  СТИЛЬНАЯ ОСЕНЬ!