Шанс подсмотреть сны Франсиско Гойи и Сальвадора Дали и пропутешествовать в преисподнюю подсознания появился у новосибирцев этим августом. В Новосибирске открылась выставка "Сны разума".
В 1799 году Франсиско Гойя выпустил серию из 80 офортов (графических работ, полученных путем оттиска с металлических пластин) "Капричос", название которой в буквальном переводе сулит следующее: "После увиденного волосы встанут дыбом". Ее содержание – современное Гойе общество с его предрассудками, мистицизмом, подавляющей ролью религии. На офортах изображены монахи-алкоголики, несчастные проститутки, ведьмы на метлах. Все сюжеты объединены попыткой через призму кошмарных снов высмеять общественные пороки. Изначально великий график хотел ограничиться иронией, но после того как потерял слух и по-новому посмотрел на придворную жизнь, превратил эту иронию в страшный сон. Серия офортов "Капричос", по словам Александра Щеглякова (арт-директора центра "Евро-Арт", который привез выставку в Новосибирск), это вершина мирового графического искусства. Загадка этой серии не разгадана искусствоведами до сих пор: так широко поле смыслов, которые содержатся в работах художника, интерпретировать их можно бесконечно.
Другой великий художник из Испании, Сальвадор Дали, на закате своего творческого пути переосмыслил "Капричос" Гойи, перенеся композиции в свои офорты, добавив цвета и символы – гуляющего рыцаря, бобы, подпорки, коней. О последнем символе Дали говорил так: "Кто не может представить себе галопирующую лошадь на помидоре – тот идиот". В итоге получилась новая по смыслу серия, в которой от Гойи остался каркас. Помимо этого художники ведут диалог, рассуждая на тему разума, благоразумия и порожденных ими чудовищ. И если Франсиско Гойя вскрывает общественные язвы, то Дали копает в подкорку головного мозга, почву подсознания, причем так глубоко, что зритель может запросто заблудиться в ней.
Выставке "Сны разума" в мире нет аналогов еще и потому, что на ней представлена цельная серия работ Дали – она перешла в частное собрание, по всей видимости, от самого художника. В России экспозиция была представлена в первый раз в 2004 году в Москве, после чего в центр "Евро-Арт", который ведет проект "Имена, которые покорили мир", начались звонки из региональных музеев с претензиями – а почему только в Москве? С тех пор "Евро-Арт" знакомит регионы с именами мирового художественного искусства. В этом году до Новосибирска экспозиция была представлена в Саратове и Красноярске.
Михаил Альтерман, гендиректор "Евро-Арт", о финансовой стороне:
— Этот проект невероятно затратный, поэтому мы внутренне давно готовы к тому, что он не окупится. Проводится он без поддержки властей и спонсоров, совместно с гастрольным агентством "Театр для себя". Выставку можно назвать подарком горожанам.
Андрей Шаповалов, директор Краеведческого музея, об отношении к Дали:
— Сальвадор Дали берет тараканов Гойи и добавляет к ним своих. Я отношусь к Дали никак. Я заложник собственного образования. Дали – это бренд, попса от культуры, но если бы привезли только его работы, я бы пошел на еще большие уступки.
Александр Щегляков, арт-директор "Евро-Арт" о диалоге художников:
— Для того, чтобы аналогии были более понятными, стоит соединять названия офортов, тогда станет более ясно, что Дали ведет диалог с Гойей, иногда переходящий в спор.
Диалог этот затягивает, иногда возмущает и почти до тошноты отталкивает. Для кого-то выставка станет краткосрочным путешествием в подсознательный ад.
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 9455 | комментариев:1