Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

Денис Мацуев: "За публикой надо ухаживать"

01.12.2009 12:38 Персона

У его гримерки дежурят фанаты, а на концерт не достать билета. Он не скрывает своей любви к футболу и хоккею, обладает прекрасным чувством юмора и гордится тем, что родился в Сибири. Корреспонденту Sibnet.ru  удалось поговорить со всемирно известным пианистом Денисом Мацуевым перед концертом, который состоялся в Новосибирском театре оперы и балета в минувшую пятницу.

Денис не раз выступал в Новосибирске – его концерты проходили в филармонии, в ДКЖ, в ДУ СО РАН. Но в Театре оперы и балета Денис выступил впервые.

 

— Театральная акустика везде не простая, – говорит Денис. – Я играл и в Ла Скала, и во многих других театральных залах. Но, как говорил Рихтер, не бывает плохих залов, бывают плохие пианисты. И я с ним полностью согласен.

 

— У вас очень плотный график работы, но вы все-таки нашли время, чтобы приехать с концертом в Новосибирск.

 

— Каждый год я месяц посвящаю гастролям по России (для меня это такая прерогатива), и Новосибирск не стоит особняком: это один из главных городов нашей страны. Я обожаю этот город, эту публику. Я был другом Арнольда Михайловича Каца (царство ему небесное). Обожаю ваш оркестр (речь идет о симфоническом оркестре Новосибирской филармонии – прим. ред.)! И еще я сибиряк, и этим все сказано. Поэтому каждый приезд в Новосибирск для меня – это огромное событие.

 

Вообще, из моих 150-ти концертов в год концертов 30 происходит в России. Это некая закалка для меня, потом что наша публика – самая загадочная и непонятная... Многие молодые музыканты спрашивают меня о том, что такое успех в России. Они не думают о творчестве, о сути произведения, они думают о том, как можно получить успех в России. На мой взгляд, это не самая правильная постановка вопроса. Но меня спрашивают – я отвечаю: чтобы иметь успех в России, нужен не год, не два, не пять, не шесть. Потому что публика наша – очень странная. С одного концерта ты не можешь завоевать сердца слушателей. Не можешь завести, как я это называю "долгоиграющий виртуальный роман". Необходимо несколько раз приехать, убедить. Это как ухаживать за девушкой – очень долго приходится иногда, что называется, "раскручивать". Также и с публикой. Для меня сибирская публика, конечно, родная. Она знала меня 10-15 лет назад. В этом-то и заключается сложность – мы с ней довольно часто виделись. В последнее время, конечно, не так часто, как хотелось бы, но я обещаю, что раз в год буду ездить в Новосибирск.

 

На мой взгляд, концертная жизнь вашего города (я имею в виду, инструментальные концерты) немного ушла на второй план. Да, театр сейчас на очень хороших позициях, и Теодор Курентзис очень талантливый дирижер. Но оркестр Каца и те артисты, которые сюда раньше приезжали, – это была фактически афиша нью-йоркского Карнеги-Холла! Люди ездили на концерты оркестра Каца, потому что знали, что это не только один из лучших оркестров России, но и Европе. И, слава Богу, мне удалось с ним поиграть. Мало того, Кац дирижировал в финале конкурса Чайковского в 1998 году, когда я победил. С тех пор сложилась наша дружба. Хотя должен отметить, концертная жизнь у вас возобновляется. По всему тому ажиотажу, который я чувствую на себе, организация сегодняшнего концерта в Новосибирском театре оперы и балета прошла на высочайшем уровне. Я благодарен организаторам, потому что это действительно прекрасный результат.

 

— Когда фестиваль "Крещендо" пройдет в Новосибирске?

 

— Я уверен, что в 2011 году фестиваль "Крещендо" состоится в Новосибирске. Это фестиваль молодого поколения исполнителей нашей русской школы. У фестиваля пятилетняя история – мы были в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Париже, Тель-Авиве, в этом году будут концерты в Нью-Йорке. А в 2011 году, я думаю, мы приедем к вам и покажем всю россыпь наших талантов. Вообще, есть такое мнение, что русская школа умерла (может быть, не умерла, а растворилась в других школах), но она существует! И мы показали всей русской публике, что у нас есть уникальная команда, которая достойно продолжает преемственность поколений. Вслед за нашими мэтрами, которые, к счастью живы, здоровы и в форме – такие как Гергиев, Башмет, Спиваков, Плетнев, у нас есть музыканты, за которых не только не стыдно, мы гордимся ими. За 5 лет существования фестиваль добился большого успеха. Через "Крещендо" прошло около 70 молодых музыкантов, и я могу сказать, что 10 из них прочно заняли нишу, которая пустовала – они гастролируют по России, имеют абонементы в московской филармонии и многих других местах.

 

— Вы всегда хотели стать пианистом? Говорят, вы любите футбол?

 

— Я разрушил стереотип о том, что талантливый музыкант должен быть неким отстраненным человеком. Я совершенно нормальный человек – играю в футбол, в хоккей.

 

— Если бы представилась возможность изменить свою жизнь, что бы вы изменили?

 

— Конечно, ничего бы не изменил. Но если мы говорим о пятнадцатилетней давности, то музыка у меня была на третьем-четвертом месте. Только когда я приехал в Москву, когда началась гастрольная жизнь и встречи с разными интересными людьми, я понял, что не исключено, что музыка может быть и моей профессией.

 

— Недавно вы продемонстрировали в программе "Прожекторперисхилтон" интересный футбольно-музыкальный эксперимент. Как такие эксперименты у вас рождаются? Поделитесь впечатлениями от участия в программе.

 

— Я очень боюсь людей без чувства юмора. Я не знаю, как с ними себя вести, и не очень ловко себя с ними чувствую. И пришел на эту программу, потому что там работают исключительно талантливые ребята, которых я очень хорошо знаю. И к тому же мне всегда была присуща импровизация – не только на сцене, но и в жизни. Я иногда боюсь ходить на наше телевидение: настолько бывает все "ниже пояса", с желтым оттенком, яэто все очень не люблю. А эти ребята делают все с хорошей иронией. Я получил большое удовольствие.

 

— На что вы тратите то немногое личное время, которое у вас появляется?

 

— Давайте посчитаем. У меня 150 концертов в год. То есть, я буквально живу в самолете, а личное личного времени у меня бывает не больше 10-20 минут в день. Я специально подсчитал, сколько дней был у себя дома в Москве в этом году, получилось 63 дня. И в те моменты, когда прихожу домой и ложусь в свою кровать, понимаю, что я самый счастливый человек на свете. Мой дом, в большинстве случаев, – это самолет и гостиница, уже на протяжении 7-8 лет. Нельзя не сказать об Иркутске. Иркутск для меня – это святое. У меня там проходит фестиваль "Звезды Байкала", где уже перебывали все наши мэтры. Это подарок моей публике. Я обожаю это место, это мой дом. Впрочем, как и Москва. Я не стал ни парижанином, ни лондонцем, я сибиряк. Сибиряк – это национальность.

 

— Есть ли у вас "план на жизнь"?

 

— Я ненавижу планировать, хотя в нашей профессии не планировать невозможно. Я знаю свое расписание до 2012 года. С другой стороны, я ненавижу, когда нужно что-то планировать в личной или повседневной жизни: я люблю жить сиюминутно, импровизационно, в романтичном порыве.

 

— Что для вас игра с оркестром и в сольном исполнении?

 

— Абсолютно разные вещи. С оркестром гораздо легче. Потому что сольный концерт – это самое сложное, что только может быть. Ты один выходишь на сцену и должен два – два с половиной часа держать в напряжении двухтысячный зал. Это гораздо сложнее, чем с оркестром. Но ведь нужно же еще найти тот коллектив и того дирижера, с которыми ты можешь одновременно высказываться. Должно получиться единое целое, поэтому контакт с дирижером должен быть просто невероятный. А сиюминутные озарения, которые случаются прямо на сцене, – это как раз то, ради чего и стоит выходить на сцену.

 

— Жизнь пианиста чем-то отличается от жизни обычного человека?

 

— На мой взгляд, пианист просто больше шевелит пальцами. Больше сидит, наверное. Думаете, как я выбрал рояль? Я видел, что пианист сидит, а скрипач – стоит, и подумал, что лучше уж я буду сидеть, значит, буду пианистом. Я шучу сейчас. Но мне кажется, любого человека можно увидеть по его творчеству. Он может быть гениальным человеком, но не очень хорошим – и в этом ничего плохого нет. Пианист пианисту рознь. Разные бывают пианисты. В Китае, например, их 60 миллионов, и в основном они учатся у русских педагогов.

 

— Сегодня молодежь не особенно интересуется классической музыкой…

 

— Совершенно не согласен с вами! Вот пойдете в зал и увидите, сколько там молодежи. Я прикладываю к этому немало усилий. Мне дорогая моя публика – и старая, и новая. Я люблю своего зрителя и хочу, чтобы ко мне приходило много новой публики. Когда звонят мобильные телефоны в зале, я понимаю, что не то чтобы они специально это делают, а просто это новая публика – она еще не приучена. И мы должны просвещать публику перед концертом, объяснять, что к чему. На эту тему можно писать диссертации, читать лекции, может быть, я и сам буду это скоро делать.

 

Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 13007 | комментариев:5

Комментарии
 

LevYashin: 01.12.2009 16:49

я тоже 7 лет на музыку по классу фортепиано ходил год назад окончил

 

Диза: 01.12.2009 18:27

Какой интересный человек! Спасибо за публикацию.

 

appendicidy.net: 01.12.2009 18:55

кто такой?(

 

Pasha prs: 01.12.2009 21:01

умный)

 

Semislav: 02.12.2009 11:13

Умница1 и талант!Лично я очень горжусь тем .что сибирская Земля родила такого музыканта. Пусть знают, что в Сибири не только валенки и медведи,но и очень даже талантливые парни. Пианистом можещь ты не быть, а человеком быть обязан. Денис доказал.что он очень даже чловечный.

 

Обсуждение на форуме сибнет

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
Выиграй билеты на «революцию»!ИТОГИВыиграй билеты на «революцию»!ИТОГИ
Разыграны билеты на трагикомедию «Девушка по имени Шамиль»
 Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ! Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ!
Sibnet.ru  и  интернет-магазин женской одежды Стиль завершили  конкурс  СТИЛЬНАЯ ОСЕНЬ!