Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

"Начало": визит к Минотавру

26.07.2010 10:20 Рецензии

На экране вышел фильм Кристофера Нолана, который в очередной раз заставит усомниться в реальности происходящего.

По совету своей знакомой я прочитал любопытный материал в журнале Wired. Из кучи нейрофизиологических терминов следовало, что в этом мире, друзья, нет вообще ничего объективного. У всех нас, обладателей такого чудесного устройства под названием головной мозг, в лобной доле оного располагается зона с хитрым названием Dorsolateral Prefrontal Cortex. Когда вас посещают мысли примерно такого содержания, как "я не хочу об этом думать" или "я прав, потому что я прав", знайте, у вас активно работает эта подушка мозговой безопасности. Бездушные ученые так прямо и написали –  DLPFC отвечает за редактирование реальности. Благодаря этому участку мозга вы забываете что-то плохое, что случилось с вами, или вспоминаете это событие как юмористический эпизод из прошлого. Выходит, что понять, иллюзия перед вами или реальность, можно с какой-то очень большой натяжкой. И мысль об этом бередит великие умы уже пару-тройку тысячелетий.

 

Все ведь началось с Платона и его мифа о пещере: мы не видим, что происходит в пещере на самом деле, а наблюдаем всего лишь тени от костра на стене. С тех пор подобная мысль в разных вариантах встречалась повсеместно – от философских трактатов до компьютерных игр. И вроде бы ее затаскали так, что уже стало просто неприлично делать концовки в стиле "потом он проснулся и понял, что это был всего лишь кошмар" или "а вдруг все, что происходит, всего лишь предсмертный бред умирающего на поле боя солдата". Однако у Кристофера Нолана получилось, да так, что дух захватывает. Потому что этот вопрос, судя по его фильмам, занимает режиссера не на шутку. Противоборство иллюзии и реальности есть в каждом фильме Нолана, даже в серии про Бэтмена, где он нарочитого комиксоида делает частью реального мира. "Мементо" с татуировками на теле, "Бессонница" с искренним непониманием Аль Пачино, спит он или нет, "Престиж" (само слово произошло от латинского обозначения обмана чувств) с детальным, искренним исследованием профессии, заставляющей верить в то, чего на самом деле нет, – все это звенья цепи, ведущей в "Начало", пардон за каламбур.

 

Все лучшее, что было у режиссера в предыдущем творчестве, он нанизал на древнегреческий миф о лабиринте и построил его по законам фокуса, который сам и описал в "Престиже". Главный нюанс, который так смутил критиков, упрекающих Нолана в том, что у него во снах все логично. Однако сны эти, несмотря на то, что заполняются проекциями подсознания героев, все равно строятся архитектором по законам логики, специально для определенной цели. Упрекать "Начало" в том, что его сны стройны и последовательны, как теоремы Евклида, так же бессмысленно, как корить грабителя за то, что тот в своем преступном деянии полностью следует задуманному плану. В этих снах нет мужеложества или инцеста, как хотелось бы некоторым любителям Фрейда, но их там быть и не должно. В этом и есть, собственно, единственная фантастическая деталь фильма: снами можно управлять и подключаться к ним коллективно. Хороший вор роет подкоп в банк максимально удобным для ограбления, а не таким, каким он представлял его себе в детстве, потому и не попадается.

 

Человек изумительного визуального вкуса, Нолан очень изысканно и просто воплощает свои идеи на тему "А что нам может сниться, когда мы падаем?". Драки в отсутствие гравитации, перестрелки в заснеженных горах он делает так, что Майклу Бэю или Джоссу Уэдону надо поучиться, но дело не в этом. Дело в напряжении, которое Нолан передает зрителю, с математической точностью нарезая кадры, планы разных сновидений-реальностей; в развязке, с одной стороны, ожидаемой, с другой, неожиданной и оставляющей варианты для домыслов. Он как бы невзначай бросает нам знаки, которые, как нить Ариадны, дают нам понять, что мы видим, реальную жизнь или сон кого-то из героев, знаки, которые являются наживкой в руках умелого рыбака-иллюзиониста, ловящего наше внимание.

 

Наживка в фокусе – это представление обычной вещи в необычном свете, и Лео ДиКаприо, шарящийся по снам вместе с элегантным Гордоном-Левиттом и медальным Кеном Ватанабе, вполне для этого сгодится. Ваши представления о сне, актерском мастерстве и остроумных диалогах помещают в измененные состояния гравитации, многомерные пространства и необычные антуражи. Главная же часть представления – все равно престиж, когда предмет возвращается на свое обычное место. Этим правилом и обоснована структура фильма с появлением героя Лео из волн, как будто выплывшего из "Титаника", и окончанием его тем же событием, с продолжением, которое говорит: "Представление продолжается. Великий фокусник вернется в ваш город и, возможно, разоблачит часть своей магии". Главный герой спустился в свой Лабиринт, убил своего Минотавра и, в конце концов, вернулся домой, а что еще нужно для иллюзии счастливого конца?

 

Этим и хорош Нолан, умеет насыпать овса в каждую кормушку – и критикам, и массам. Большинству понравится динамичный фантастический триллер с нетривиальной идеей, красивыми спецэффектами и прекрасной актерской игрой. В "Начале" снялось шесть оскаровских номинантов и два лауреата, обсуждать каждого из актеров в отдельности большого смысла нет, потому что все сыграли просто прекрасно. Некоторые в очередной раз начнут размышлять о реальности происходящего, вспоминать случаи, когда они видели сон о том, что они спали и видели сон, раскладывать структуру снов и искать начало всего действия, чтобы истолковать его завершение. Ну а ругающих критиков стоит немного пожалеть, это всего лишь издержки профессии. Просто действительно стоящих фильмов выходит немного, а писать им приходится обо всех. Вот и получается, что когда такой фильм отсмотрен, критики выкатывают свой главный калибр и начинают бомбардировать его ядрами своих эстетических претензий. Мы же не будем упрекать Нолана за его сны, пусть он смотрит их почаще, а потом пересказывает нам в виде своих удивительных и прекрасных фильмов. Тем более что, если верить журналу Wired, вся наша жизнь – это сон.

 

"Начало" в кинотеатрах Новосибирска

"Начало" в кинотеатрах Барнаула

"Начало" в кинотеатрах Кемерова

"Начало" в кинотеатрах Новокузнецка

 

Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 22114 | комментариев:36

Комментарии
 

jeka3719: 26.07.2010 10:37

Шикарный фильм!!!

 

Dark_Trogvar: 26.07.2010 11:01

смотрится еа одном дыхании - не заметил как прошло 2 с лишком часа ^^

 

Mr.Leon: 26.07.2010 11:11

"вся наша жизнь – это сон" ЭТО ЖЕ МАТРИЦА

 

Zon1x: 26.07.2010 11:20

это отличный фильм

 

666Arhangel666: 26.07.2010 11:34

И так хотел посмотреть... но после хорошей рецензии от господина Стахеева это обсуждению не подлежит... xD

 

photocanon: 26.07.2010 11:38

короткий трэйлер, чую реально - зашел вышел...

 

s0m380dy: 26.07.2010 11:54

Посмотрел фильм еще в четверг, потом еще в пятницу... И так надеялся, что бы рецензию написал Илья. Но он долго долго наверное соображал и выдал её аж через 4 дня после просмотра, мной во всяком случае smile.gif Рецензией доволен, фильмом еще больше. Смотреть все рекомендую.

 

sanov: 26.07.2010 13:04

Мне не понравился! Не рекомендую!

 

BloodFire: 26.07.2010 13:23

Великолепный фильм, что-то вроде матрицы+чистого сияния разума. Рекомендую всем посмотреть. Конец запомнился криками из зала "Падай,с*ка, падай!"

 

Murz: 26.07.2010 13:40

упадет во 2 части smile.gif

 

Обсуждение на форуме сибнет

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
Выиграй билеты на «революцию»!ИТОГИВыиграй билеты на «революцию»!ИТОГИ
Разыграны билеты на трагикомедию «Девушка по имени Шамиль»
 Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ! Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ!
Sibnet.ru  и  интернет-магазин женской одежды Стиль завершили  конкурс  СТИЛЬНАЯ ОСЕНЬ!