Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

"Край": Паровоз и женщину!

24.09.2010 10:47 Рецензии

Фильм Алексея Учителя о лагерях, паровозах и врагов народа сгубили прогнившие рельсы сценария.

 

Замечательный, в целом, кинодеятель Алексей Учитель, как известно, умеет делать добротные российские фильмы без особых на то финансовых затрат. А тут к его творчеству прикоснулся в роли продюсера Константин Эрнст, выдал на съемки фильма 11 миллионов долларов, и получился "Край". Совершенно не похожий ни на "Дневник его жены", ни на "Прогулку", ни на какой-либо другой фильм Учителя.

 

Фильм сняли странный, мягко говоря. Неоднозначный. Вроде бы и простой, и милый по-своему, но топорный, нескладный. Актеры хороши и играть стараются, но жуткий сценарий и банальные диалоги убивают всю игру на корню. Декораторы с костюмерами поработали, но настолько тематика "сталинских лагерей" приелась, что и смотреть на бараки да ватники не хочется. Впрочем, чего это я с самого начала ругаться начал? Надо разобраться.

 

Тема "сталинских лагерей" тут раскрывается следующим образом: в 1945 году в сибирское поселение для "врагов народа" с характерным названием Край, приезжает лихой солдат-победитель Игнат. Местное население делится на две категории – тех, кто давно спился самогоном безо всяких лишних мыслей, и тех, кто еще надеется на благополучное будущее. Вторые собираются вокруг местного транспорта – паровозов, и более всего ценят две вещи – собственно паровозы и женщин. Причем, второе, по необъяснимой логике сценаристов, как правило, прилагается к первому. Игнат, разумеется, из вторых, поэтому моментально обзаводится и паровозом, и женщиной, бесцеремонно отобранными у местного машиниста. Тут, конечно, ушлый машинист солдата подставляет, под опалу подводит, и приходится бойцу-герою на дрезине ехать в тайгу куда глаза глядят. А там, за тридевять шпал, за обрушенным мостом да за быстрою рекою, стоит еще один паровоз. И к нему, по местным законам, прилагается женщина. Одичавшая немка, которая в этом паровозе всю войну прожила. Вот такая вот логика: забрали паровоз – не проблема, надо ехать в глухую тайгу, там обязательно найдется новый, лучше прежнего. И новая женщина заодно. А дальше пойдут разнообразные любовные многоугольники с примесью межнациональной розни и, конечно, участием фанатичного красного комиссара.

 

Видимо оттого, что одним из спонсоров фильма выступило ОАО "РЖД", паровозы здесь – чуть ли не главные герои. Все вращается вокруг них. В паровозе можно не только ездить по рельсам, но и жить, держать кур, жарить яичницу, пить самогон, бить морду сопернику и делать еще массу полезных вещей. У каждого паровоза свое имя, все они разные, даже дым из трубы у положительного машиниста идет белый, а у отрицательного – черный. Если бы со всем остальным было так хорошо, как с паровозами.

 

Главный недостаток фильма – слабый, нелогичный сюжет. Слишком много нестыковок, слишком много вопросов без ответов. Чем занимаются поселенцы? Вроде бы валят лес – да, но почему лес не вывозят из тайги? Зачем здесь на одно малюсенькое поселение столько машинистов? Чем они занимаются, кроме как жрут самогон? Вопросы копятся в течение всего фильма, а ответов на них так и не дается. И от отсутствия ответов, от обилия нестыковок, от мелочности, банальности и нелогичности действий персонажей совершенно не верится в происходящее на экране.

 

Количество ляпов огромно, припоминая их, начинаешь задумываться: может быть, так и нужно? Может быть, такова она, задумка создателей? Может, таким он и должен быть, этот маленький, почти первобытный мирок, а все происходящее в нем объясняется загадочностью русской души? Не зря ведь в фильме прослеживаются чуть ли не языческие мотивы. Один медведь, местный дух-покровитель чего стоит. И поедание этого медведя всем поселком становится чуть ли не ритуальной трапезой, которая гарантированно убеждает зрителя, что ему показывают людей, не верящих в своей таежной глуши в прогрессивные идеи Маркса-Энгельса, а верящих в домового, лешего, анчутку и бога Перуна. И оттого кажущихся зрителю убогими. Шкуру съеденного медведя, кстати, вполне по-язычески вешают (куда ж еще?) на паровоз.

 

Но даже если принять вышеописанное за оригинальную находку, сознательный прием, достоинств фильма, все равно, не хватает для однозначно хорошего впечатления. Актеры отработали свои гонорары с лихвой – подобного образа Владимира Машкова мы не видели со времен "Вора", немецкая актриса Аньорка Штрехель, стала, пожалуй, одним из главных украшений фильма, а алкаш-чукча, герой Александра Баширова, забавен настолько, что в некоторых сценах с его участием хочется простить картине абсолютно все. Но уж больно глупые вещи приходится актерам говорить, больно дурацкие обстоятельства воспроизводить – и ничем им не удается положение исправить. А окончательно добивают его небрежно снятые и натыканные в самые неподходящие места экскурсы в прошлое героев. Они, видимо, призваны латать дырки в сюжете.

 

Прогнившие шпалы сценария и сюжетная стрелка, изначально переведенная куда-то не туда, неизбежно ведут к тому, что паровоз "Края" летит под откос. А жаль. Хороши паровозы, да и машинисты неплохи. Железная дорога только подкачала – а без нее, как известно, паровоз не поедет.

 

Корреспондент MORS'а смотрел фильм в новосибирском кинотеатре "СИНЕМА ПАРК".

 

 

"Край" в кинотеатрах Новосибирска

"Край" в кинотеатрах Кемерова

"Край" в кинотеатрах Новокузнецка

Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 24280 | комментариев:36

Комментарии
 

delive20065: 24.09.2010 11:02

а хороший фильм! в кино смотрел!

 

forwalaka: 24.09.2010 12:22

спасибо за критичный и внятный отзыв)

 

userfriendly23: 24.09.2010 12:45

Такое чувство, будто в этой стране величина бюджета ОБРАТНО пропорциональна качеству фильма.

 

admin357: 24.09.2010 12:53

просто денег нормально одохнуть не хватило поэтому нормально поработали

 

WLTR: 24.09.2010 13:35

Самый настоящий трейнсспоттинг, в исходном значении слова - культ железной дороги и паровозный фетиш. Эх, Первомаечка, эх детство!!!

 

saman772008: 24.09.2010 14:37

Да, обидно, что руководство машинистов только алкашами и считает,хотя за годы работы я столько гадких реплик с высоких трибун в адрес локомотивщиков наслушался, что чему уж удивляться.

 

ivanchdn: 24.09.2010 18:09

очередной говнобастер от русских говнодельцов

 

Polar211: 24.09.2010 18:31

Партия сказала: - Надо!
Эрнст ответил: - Есть!

 

alenafilat: 24.09.2010 19:06

Какое время такое и кино.Кому выгодно?Qui prodest? А тем, кто не устаёт говорить, что русские- варвары( если угодно- "унтерменш"- низшая раса, и вся их героическая история - сплошное Г. По меньшей мере нужно освободить этих русских от тех пространств, что они занимают, а самих загнать в стойло. Почему Эрнст снимает по мотивам геббельсовской пропаганды ? Предлагаю,не дожидаясь 9 Мая прислать ему Благодарность с того света от Министра пропаганды.

 

fill_in_off: 24.09.2010 20:49

полностью согласен с автором,такое ощущение,что пордошел Эрнст к Учителю и говорит-"Знаешь вот есть у меня бобло давай фильм снимешь.Такой чтоб одна "клюква" там была и Сталин И Зеки,и чтоб на слезу пробивало, может номинацию на Оскара получим" И видимо согласился Учитель.(а номинацию они и правда получили)Кстати в Чите всех кто на железке работает заставляют на него в кино идти)

 

Обсуждение на форуме сибнет

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
Выиграй билеты на «революцию»!ИТОГИВыиграй билеты на «революцию»!ИТОГИ
Разыграны билеты на трагикомедию «Девушка по имени Шамиль»
 Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ! Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ!
Sibnet.ru  и  интернет-магазин женской одежды Стиль завершили  конкурс  СТИЛЬНАЯ ОСЕНЬ!