Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

Неисправимое кино

17.11.2008 10:06 Рецензии

В Новосибирске завершается фестиваль "Неправильное кино", на котором зрителю представилось немало возможностей поразмышлять над своими любимыми темами: секс, сюр и еще раз секс.

 

Пятый фестиваль "Неправильное кино" в этом году проходит в 16 городах России, что стало настоящим поводом для ликования ценителей немассового искусства. Цель фестиваля – показать на большом экране то, что в России никогда не выходило и не выйдет в прокат по причине своей непопсовости.

 

Фестиваль предлагает альтернативу тому, что массово идет в кинотеатрах: от вполне понятных человеку вещей, но дающих неожиданный ракурс, до совершенно взламывающих ваши привычные представления. Для зрителя, случайно забредшего на арт-хаус показ, это будет довольно неожиданное времяпровождение в кинотеатре, где попкорном в волю уже не похрустишь, а вот думать придется, иначе крышеснос обеспечен.

 

Одна из основных задач "Неправильного кино" – показать нестандартную киногеографию: не самые раскрученные места и не кинематографические державы. Иными славами, здесь вам не Голливуд, и это, уж не сочтите за снобизм, далеко не для всех. Организаторы пообещали зрителям, страждущим киноэксклюзива, действительно достойную и интересную программу. Выбор фильмов к фестивалю стал почти случайным. Однако принципы отбора все же были: широко представить географию фильмов и показать основные темы в арт-хаусе на сегодняшний день. По слова Алексея Кожемякина – кинокритика и члена Союза кинематографистов, сегодня охотники до авторского кино приходят на две основных темы: любовь (читай "секс") и то, что по-русски емко зовется сюром. "Это всегда привлекает, и, к слову, мне не жаль потратить время на то, что меня удивит, – заверяет Алексей. – Раньше считалось, что зрителя больше интересуют секс и политика, однако, у нас политика как-то выбыла из сферы интересов киноманов, их этой темой уже не проймешь".

 

Организаторы – люди упорные, сразу заявили, что даже если на сеансы никто не придет, фильмы все равно будут показаны. "Это можно назвать миссионерской позицией: показать людям то, что скрыто, – говорит Анна Печеркина, генеральный директор журнала "Выбирай". – Если, конечно, количество достойных фильмов резко сократится и показывать станет уж совсем нечего, то фестиваль естественным образом исчерпает себя и на этом прекратит свою работу. Пока есть хотя бы два зрителя в зале, есть смысл такие вещи показывать".

 

Опасения организаторской братии фестиваля, однако, не сбылись, и на "Век помрачения", фильм, открывающий фестиваль, зритель прибывал и прибывал, так что зал оказался забит киноманами. На открытии фестиваля публику сразу предупредили: так как это все-таки "неправильное" кино, то и каноны поведения на сеансах отменяются. Зрителю дозволили разговаривать по телефону и громко комментировать происходящее на экране. Благо, было что комментировать.

 

Перед запуском "Века помрачения" залу продемонстрировали нарезку из программных картин, заранее предупредив аудиторию: "Уберите детей!" На экране замелькали кадры из долгожданных кинолент: кадры с весьма приличными человеческими лицами перемежались с бурными секс-зарисовками из телодвижений и специфической мимики. Стало понятно, зрителю представится немало возможностей поразмышлять над своими любимыми темами: секс, сюр и еще раз секс.

 

Для любителей поразмыслить на эротическую тематику умного кино Алексей Кожемякин сразу выдал "черный" список: "«Дефицит» не грозит накрыть зрителя эротической волной. В "Беспокойной Анне" эротики много, но она весьма эстетична. В "Веке помрачения" секс обсуждаем, но почти не демонстрируем. На "Я киборг, но это нормально" и вовсе можно приходить с детишками. "30 дней до рассвета" – ужастик с претензией на особый смысл, но интересный с точки зрения смешения разных жанровых клише, заканчивается вообще откровенным стебом. Все остальное – страсти, страсти, страсти". Смотрим.

 

Вот и настал "Век помрачения"

 

Заключительная часть трилогии Дени Аркана о закате эпохи буржуазных ценностей, сексуальной переориентации,  смене половых и социальных ролей. Фильм рассказывает историю обычного человека – Жан-Марка Леблана, семьянина и маленького госслужащего из Квебека.

 

Мир, окружающий Жан-Марка, в общем-то, привычен для жителя процветающего буржуазного общества. Ну что тут может быть: уличные пробки, бытовые проблемы, постоянные стрессы и болезни, бесконечная болтовня по мобильному, подростки со своим претенциозным мирком, давление системы, карьеризм. Мы к этому уже привыкли и считаем естественными проявлениями современной жизни. Однако в фильме акценты, расставленные по сути на мелочах, делают эту обыденность, для нас ставшую уже почти родной, скользкой, пугающей каким-то сквозящим одиночеством, когда все находятся вместе, но в то же время одни.

 

Каждый уходит от этого неприятного мира по-своему: жена Жан-Марка с головой уходит в карьеру, семью кормит полуфабрикатами и ведет бесконечные переговоры по мобильному; дочери-подростки героя буквально закрывают глаза и уши наушниками и 3D очками, чтобы отключиться и, можно сказать, не видеть и не слышать ничего вокруг, а сам герой уходит в мир своих фантазий. "Серый" очкарик придумывает для себя яркий мир блеска и гламура, где он – успешный писатель и политик, мечта каждой и всякой не чуждой секса женщины. Жан-Марку совсем не хочется вертеться в системе, где каждый – малюсенький винтик громадной машины, а человека там уже нет. Ему хочется того же, чего и всем: красоты, любви, порой – обожания, понимания, участия и заинтересованности в своей персоне.

 

В этом мире системы с маленькими потребительскими радостями человек становится глухим и слепым. И тогда его через указ вышестоящего начальства учат быть человеком "праздничным": сотрудникам госслужбы организуют тренинг, на котором они учатся… смеяться. Вспомните, как давно на вашем рабочем месте проводились тренинги в духе "успешная работа с клиентом" или "радость работы в команде" и содрогнитесь: не исключено, что этот фильм и о вас.

 

Запретный плод не всегда сладок и приятен

 

"Запрещено к показу!" – одна из самых противоречивых и спорных картин фестиваля, представляющая собой полуторачасовую компиляцию семи короткометражек, созданных художниками и независимыми кинематографистами. Цель фильма – описать порнографию на языке сексуальном, современном и откровенном, воздействующем на чувства и на ум. Семь мини-фильмов этой картины исследуют тонкую линию пересечения искусства и порнографии: будь то искусство в обличье порнографии или порнография в обличье искусства. В результате получилась коллекция бросающих вызов, провокационных, странных, а порой крайне неприятных или, напротив, смешных зарисовок. Здесь только сам зритель должен решать, что это такое.

 

Выражаясь очень умными словами Алексея Кожемякина, в таких фильмах, как "Запрещено к показу!", работает проективная психология, когда степень продвинутости каждого отдельно взятого человека проецируется на экран, в зависимости от этого кто-то что-то может увидеть, а кто-то не может.

 

Вот не знаю, умное это кино или нет, но уж точно многие будут в шоке. А многие скажут, что это революционное решение в плане построения кадра, передачи смыслового акцента, психологического возбудителя и т.д. Воистину, каждый решает сам.

 

В качестве аудитории этого фильма должны оказаться и, скорее всего, окажутся подготовленные зрители, понимающие, что секс – это не всегда любовь, а реализация физиологического влечения и фантазии на тему "табу". Остальные же просто не выдержат зрелища.

 

Итак. Югославская королева перформанса Мария Абрамович подошла к поставленной задаче не без юмора и сочинила научно-популярную зарисовку о якобы традиционных балканских обрядах, где человек делится с природой своей плодородной силой, в свою очередь природа отвечает взаимностью. Зритель, кое-что смыслящий в фольклоре, поймет, в чем смысл безумной беготни толпы балканских баб, подставляющих под дождь свои причинные места, а также увлеченное совокупление группы товарищей с матушкой-землей. Хотя, вряд ли можно верить Абрамович, что путем засовывания рыбины сперва в собственное влагалище, а потом мужу в кофе, он, паршивец, отвадится ходить налево.

 

Человек по фамилии Брамбилла – создатель второй картинки – справился по-быстренькому: его взгляд на задачу – две минуты мельчайшей нарезки из порнофильмов и «обычных» фильмов с сексом.

 

Ларри Кларк, известный антрополог, в третьей картине представляет некий порно-кастинг, а по сути – документальное исследование парадоксов сексуальности пубертатного периода, по-русски – как на сексуальные фантазии и представления о сексе поколения 80-х повлияла порнография. Завершает изыскания Кларка 10-минутное соитие юного героя интервью и 40-летней порнозвезды.

 

Фотограф Ричард Принц просто переснял с экрана телевизора внушительный эпизод из порно 70-х годов с участием игривого доктора и грудастой пациентки. Действие идет под расслабляющую, можно даже сказать, романтичную музыку, что целиком и полностью меняет восприятие происходящего на экране.

 

Сэм Тэйлор-Вуд вообще снял почти комедию под названием "Долина смерти": массивный горный пейзаж, на фоне которого вырисовывается детина в джинсах, оглядываясь, парень сбрасывает портки и старательно мастурбирует. Все. Беда в том, что у ковбоя ничего, простите, не выходит, но он очень старается.

 

Шестая картина фильма самая… самая. Мэтью Барни помещает в кадр темнокожего гражданина, который с воткнутой в его зад то ли репкой, то ли брюквой, задумчиво развлекается с неким чудом техники. Для тех, кому все же интересно, что это было: негр терся о вращающийся ведущий вал транспортного средства, направляющегося на карнавал в Байю.

 

В последней картине, носящей говорящее название "We Fuck Alone", Гаспар Ноэ иллюстрирует этот несложный тезис эпизодами с дюже активной нимфеткой и ее мишкой, а также с панком и его резиновой леди. Вот.

 

Свое чисто субъективное, конечно, мнение попридержу. Однако, "Запрещено к показу" – это действительно кино не для всех. Этот фильм, если такой термин применим в данном случае, для экстремалов, людей, стремящихся ко всему новому и эпатирующему, не боящихся экспериментов, в первую очередь, над самими собой.

Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 4608 | комментариев:0

Комментарии
 

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
Выиграй билеты на «революцию»!ИТОГИВыиграй билеты на «революцию»!ИТОГИ
Разыграны билеты на трагикомедию «Девушка по имени Шамиль»
 Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ! Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ!
Sibnet.ru  и  интернет-магазин женской одежды Стиль завершили  конкурс  СТИЛЬНАЯ ОСЕНЬ!