Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

"Летит": под "колесами" любви

09.11.2011 13:43 Рецензии

В  новосибирском театре "Глобус" состоялась премьера спектакля "Летит" – "манифеста поколения", которое потеряло себя, но отчаянно пытается заново найти смысл жизни и обрести Бога, объедаясь "колесами" и надрываясь на клубных танцполах.

"Глобус" показал новую, заведомо рискованную, постановку – спектакль "Летит" по одноименной пьесе москвички Оли Мухиной. Рискованную, потому что, во-первых, эта культовая для 2000-х пьеса уже пережила немало постановок на крупных театральных площадках страны, в том числе под руководством самой Мухиной. А во-вторых, главный режиссер "Глобуса" Алексей Крикливый взялся за непростую задачу – перенести на подмостки сложнейший многослойный текст, в котором отдельные слова и реплики роятся в произвольном порядке, сливаясь в мощную эмоциональную волну, поймать которую не каждому под силу.

 

"Летит" – это своеобразный "манифест поколения", поколения молодых людей на грани кризиса тридцатилетия. Перед нами герои нашего времени – тусовка столичной молодежи с легким налетом богемности. Хипстерообразные друзья ди-джей и ви-джей, красавица-телеведущая, стиляга промоутер в укороченных узких брюках, рыжеволосая дизайнер, фриковатая пиарщица – все они вдруг перестают верить в осмысленность собственного существования, хаотично пытаются заново найти смысл жизни, горстями глотают "колеса" и антидепрессанты, отчаянно топчут танцполы в разных клубах и говорят, говорят, говорят… О любви и страхе, одиночестве и предательстве, Боге и сексе. Иронично, извиваясь в кольцах собственного сарказма, но под броней суицидального цинизма скрывая самое сокровенное, что беспрестанно ноет, как чеховская "зубная боль в сердце". Каждый из них безответно влюблен, у кого-то фингал под глазом, поставленный мужем, у кого-то – душевные шрамы, но все без исключения герои охвачены чувством страха перед будущим, чувством внутренней пустоты, которую нечем заполнить, и поиском ответа на вопрос "Что же дальше?"
"Это чувство похоже на страх. Оно находится между солнечным сплетением и шеей. Где-то в области груди" – эта фраза сполна вместила в себя общий тон спектакля.


Оля Мухина создала "Летит" в модной в последние лет 10 технике verbatim’a – документального театра, в котором драматург выполняет роль интервьюера, записывая реплики реальных людей на диктофон, а затем лишь расшифровывает и компонует их, никоим образом не вторгаясь в текст и не "засоряя" его авторским вымыслом. "Летит" и есть такой протокол, который Мухина составила, опрашивая своих друзей – молодых актеров московских театров. Это не тот текст, в который нужно вгрызаться, выуживать из него фабулы, извлекать глубинные смыслы – это текст, который нужно прочувствовать, верно расставить акценты и уловить интонации, вслушавшись в эту разноголосицу и оголив ее эмоциональный нерв. Алексею Крикливому это удалось. Более того, его постановка получилась настолько современной и лишенной провинциального пафоса, что вполне могла бы тягаться со столичными побратимами.


Поток "ортодоксального вербатима" Крикливый нарезает на множество параллельных мизансцен, помещая их в крайне минималистичные декорации. А это непросто, учитывая, что герои за время спектакля постоянно перемещаются из офиса в кафе, из кафе в клуб, из клуба – в квартиры. Однако условность декораций не пошла в ущерб атмосферности каждой сцены. Будь это полупьяный разговор эстетствующего интеллектуала Маньякина с флегматичной и роковой Снежанной под музыку Баха – в блестящем исполнении обаятельного Никиты Сарычева, которому так хорошо удаются ироничные интонации и горькая усмешка, и харизматичной молодой актрисы Марины Кондратьевой, отлично смотревшейся в амплуа уставшей фам-фаталь на грани нервного срыва. Или трогательная сцена, где играют лишь тени лейтенанта Володи (брутального Владимира Дербенцева, так ярко воплотившего в своем персонаже образ лишнего в этом гламурном мире человека) и официантки Белочки в исполнении Марии Соболевой, наивной инфанты, превращающейся в гламурную диву. Не говоря уже о прыжке DJ Вьюги (Максим Гуралевич) во вращающееся окно, который венчает его феерический приход. Отличное решение было придумано и для монолога DJ Метели (Александр Липовской), до боли напоминающего, если убрать сленг и приметы времени, монологи героев Чехова, только заканчивающегося четверостишьем, депрессивно пропетым под тягучие аккорды Sweet Dreams:


Она вернется ко мне, конечно,
Когда-то утром иного завтра,
Но мне сегодня – до конечной,
И нож мне – компас,
А сердце – карта.


Удивительно гармонично в общую ткань спектакля вписался искрометный скетч на тему мужских и женских стереотипов, которого не было в оригинальном тексте Мухиной. Вообще, отдельно стоит отметить, как тонко Крикливый и молодые актеры "Глобуса" балансирует между трагическим и комическим, моментально сокращая амплитуду от одного к другому. Все они ищут Бога, но кто-то находит его, надев футболку с принтом Иисуса Христа, кто-то – монашеские одежды, кто-то сокрушается, что во время поста придется прожить 50 дней без секса, а кто-то разговаривает с Ним, стоя обдолбанным и голым посреди площади.
Относительно нынешней постановки пьесы "Летит", написанной в 2004 году, возникали понятные опасения – не устареет ли сюжет, как и сама проблематика, за ушедшие 7 лет. Опасения оказались напрасными – тема полета души, отчаянного желания вырваться из загона повседневности, преодолеть гравитацию привычного уклада жизни вряд ли может потерять актуальность. "Летит" – пожалуй, самая актуальная пьеса Мухиной, в которой она расстается со своими мягкотелыми обитателями московских квартир и дач, заменяя чеховские чаепития раскуриванием анаши. Но одно остается неизменным: драмы вершатся в душах персонажей и выплескиваются незаметно, между строк, между беззаботным разговором про сосульки и чтением меню в кафе.

Другие статьи автора:
30.03.2012 "Милый друг": постельный режим
23.03.2012 "Голодные игры": все умрут, а я останусь
13.03.2012 "Женщина в черном": Гарри Поттер бессилен
17.01.2012 "Моя маленькая принцесса": раздвинь ноги, доча!
17.01.2012 Герои дисплея: смотри, во что играешь!
26.12.2011 Новогодние каникулы: не прогляди!

Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 7051 | комментариев:1

Комментарии
 

dorfy: 15.11.2011 00:36

Думаю, нам, как молодежи, стоит посмотреть и понять, узнаем ли мы себя среди героев. Спасибо!

 

Обсуждение на форуме сибнет

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
Выиграй билеты на «революцию»!ИТОГИВыиграй билеты на «революцию»!ИТОГИ
Разыграны билеты на трагикомедию «Девушка по имени Шамиль»
 Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ! Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ!
Sibnet.ru  и  интернет-магазин женской одежды Стиль завершили  конкурс  СТИЛЬНАЯ ОСЕНЬ!