Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

Мертвые души: хором о России

25.01.2016 00:10 Рецензии

Мэр города N оставался цел в войнах и кризисах, но лишился денег, положения и карьеры, проиграв Сатане.

Такое впечатление, что театр Сергея Афанасьева, где состоялась премьера спектакля «Ревизор», очнулся от многолетней летаргии. И самого Сергея Николаевича окончательно расколдовали.  Он поставил гоголевскую комедию так, словно собрал резервы двух режиссеров — того, времен «Чайки», «Дяди Вани» и Гамлетов, и того, который прошел через превратности этой чертовой жизни.

 

Под его всевидящим оком вся занятая в постановке труппа — ветераны театра, начинавшие с худруком путь, и вновьприбывшая молодежь —уложили зал в убойной силе смеха, а затем отправили размышлять над пошлостью быта и подлостью бытия.

«Ревизор» в НГДТ начинается задолго до первого звонка. У входа тебя встречают Пушкин с Гоголем, шепчут дамам на ушко любезности. В туалете валяется вусметь пьяный черт и бурчит нечто нечленораздельное. За стеклянной витриной извивается и орет кошка на копытах. Туда-сюда бродит, как сомнамбула, Панночка. Персонажи гоголевских произведений материализовались из гоголевского мира фантастического реализма, где свою судьбу решает вовсе даже не сам человек.

 

На сцене Панночка (Вера Бугрова) обратилась в Авдотью, на зов госпожи явившуюся с того света. «Скорей, скорей!» — нетерпеливо требует Анна Андреевна, похожая у Снежанны Мордвиновой на Нонну Мордюкову не только фамилией. И служанка послушно плывет в рапиде. И жена, и дочь (Инна Исаева) Городничего — ведьмы из «Вечеров на хуторе», одна Солоха со стажем, другая пока еще в подмастерьях. А банда Антона Антоновича — сборище нежити с вылезшими наружу язвами и вытекшими глазами. При слове «чеснок» упыри начинают неистово чесаться, а церковь и бога упоминают спотыкаясь и заикаясь. Чтобы руководить этой местной мафией, нужно иметь недюжинную силу — и беса внутри.

 

Городничий, одержимый бесом, то заговаривается на тарабарском языке, извергая утробные, почти нечленораздельные звуки, то посылает подчиненным мысленные импульсы. То вихрем носится в пространстве, рассеивая вокруг искры и языки пламени, то принимает подобострастную позу, наклонившись вперед под немыслимым градусом, как резиновый манекен на ветру, но держится устойчиво и знает, куда и зачем склоняться. Распорядитель мертвых душ импровизирует свою пьесу, мгновенно сочиняет сценарии, входит в раж, воспаряет в своем невообразимом творчестве, заговаривается, заигрывается, захлебывается в упоении и азарте — и идет на дно, как Титаник.

 

Городничий — самый инфернальный персонаж и главный герой. Главный — тот,  кто кажется самым непотопляемым, но кого ждет самый безысходный финал. Тот, кто вообразил, что он капитан корабля, и не замечает, что он — игрушка в руках сатаны. Жизнь ведь так и устроена — тебя провоцируют на определенные действия, раскручивают по полной программе, лишают бдительности, а потом с наслаждением дают под дых.

 

Андрей Яковлев в этой роли фантастически пластичен, фееричен, стремителен, многогранен, непредсказуем. Его будто бы  запрограммировали на глыбу, требующую актерских сверхусилий. В его партнеров тоже впрыснули энергетическую инъекцию, после которой Добчинский покатился вниз по лестнице, как свернутый в рулон ковер, а Мишка, оправдывая замечание Осипа «я вижу, ты проворный парень», превратился в живчика, с ног до головы охваченного нервным тиком.

 

Ну а Хлестаков (Алексей Казаков) — тот просто фитюлька, как и хотел Гоголь, щепка в волнах, пластилиновая куколка, егоза с пустой головой. Он вышел из этого триллера без потерь, ибо его час еще не пробил.

 

Все это действо наполнено мудрым искрометным юмором и приперчено фирменным афанасьевским приемом вставных сюжетов. То госпожа Летучая со своим «Ревизорро» появится в доме Городничего, но на нее никто не обратит внимания, даже не заметит, ведь она из обычного бытового мира,  который с гоголевским никак не пересекается. То Городничий для утех дорогого гостя вызовет ансамбль русской народной песни и построит его так, что сразу станет ясно, кто он и кто они. Девочки, подобранные не иначе как с Пьяной дороги и выдрессированные Хозяином, остаются многостаночницами. Они умеют исполнить патриотическую оду с рабским надрывом, а потом порхать и щебетать на коктейльной вечеринке.

 

На сакраментальный гоголевский вопрос «Русь, куда несешься ты?» хочется ответить, что Русь по-прежнему несется вразнос, не разбирая колеи, погоняемая чертом, оседлавшим ее.  А Пушкин с Гоголем будут стоять в сторонке и снисходительно наблюдать за этой свистопляской. Кто же, все-таки, ее затеял — нечистая сила, или гении, один из которых подарил другому сюжет, и тот преобразовал его в универсальную космическую историю? Правда, Космос снизился в спектакле НГДТ до преисподней, потому что какой уж нам Космос. Лучше, как городничий, не достроить церковь, чем понастроить тысячи церквей  в рыночных целях.

 

«Надо чем-то возвышенным заняться», —  намекнет Александр Сергееич на спасение из глобального кризиса, читая письмо Хлестакова. Который пока ни то, ни се. А может стать кем-то. В том случае если все-таки займется возвышенным. 

Другие статьи автора:
08.01.2016 «Выживший»: Ди Каприо превратился в супергероя
27.12.2015 «Агенты праздников»: «ХА!МЫ!» взорвали бомбу
24.12.2015 Реставрация событий: война, деньги, медали
12.12.2015 «Поколение Маугли»: ищи свою правду
11.12.2015 Рождественский фестиваль: вторая молодость возможна
03.12.2015 «Страна 03»: сквозное ранение в голову

Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 8435 | комментариев:0

Комментарии
 

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
Выиграй билеты на «революцию»!ИТОГИВыиграй билеты на «революцию»!ИТОГИ
Разыграны билеты на трагикомедию «Девушка по имени Шамиль»
 Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ! Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ!
Sibnet.ru  и  интернет-магазин женской одежды Стиль завершили  конкурс  СТИЛЬНАЯ ОСЕНЬ!