Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

Самый больной в мире театр

12.06.2012 18:34 События

Пока  зритель загорает на даче, производители театрального продукта собираются, чтобы думать тяжкую думу. В разгар жары в новосибирском  Доме актера кипят страсти: собравшиеся там  разве что водой друг в друга не брызгают, хотя бутылками с минералкой уставлены все столы.

Народный артист из Москвы в пух и прах разделывает чиновников от культуры – и, не теряя самообладания, уходит репетировать ледовое шоу.


Какой может быть театр в 30-градусную жару? Отгремели фестивали, закрылись сезоны, утихли споры. Зрители забыли о театре до осени. Но режиссеры не забыли о зрителях. Они продолжают искать оптимальный путь к аудитории – через препоны и тернии.


На днях художественный руководитель петербургского Александринского театра народный артист РФ Валерий Фокин привез в Новосибирск свою золотомасочную "Женитьбу", где веет холодом зимы. Персонажи разъезжают по сцене на коньках, как участники "Ледникового периода". Но дело не в этом. Свой гастрольный визит Валерий Фокин использовал как повод собрать коллег на открытую дискуссионную площадку для разговора о насущном. В конце прошлого года он возглавил Гильдию театральных режиссеров России и начал борьбу за сплоченность цеха и престиж профессии. С этим призывом и обратился к участникам, раскаленным не от жары, а от гнева за судьбу театра. Атмосфера встречи свидетельствовала о том, что театр – самый больной из всех общественных организмов. Фокин честно сказал, что всех проблем в одночасье не решить, но надо же, товарищи, что-то делать!


Что удивительно, пришли на эту встречу и зрители. Те, которые смотрят все премьеры, посещают секцию критиков, участвуют в дискуссиях. Выходной день, но их не манит на дачу: важнее послушать Фокина, великого и могучего, и разобраться в том, что же на самом деле происходит по ту строну рампы. Профессиональное сообщество было представлено несколькими городами: приехали Жанна Пономарева из Читы, Анатолий Баскаков из Улан-Удэ, Александр Свешников из Стерлитамака, Олег Пермяков из Барнаула. С ними объединились ведущие режиссерские силы новосибирской (принимающей) стороны: Сергей Афанасьев, Алексей Крикливый, Павел Южаков, Тимур Насиров, Сергей Миронов, директоры Борис Мездрич и Леонид Кипнис. Остальные – на гастролях, что доказывает живучесть и несгибаемость репертуарного театра, несмотря на вредоносный 83-й федеральный закон, отнявший возможность нормально жить и развиваться.


– Театральная психология очень тонка. Чиновники ничего не понимают в этом! Им кажется, что театр – дело простое и грубое. Им важны показатели – количество спектаклей и зрителей, а художественная сторона, которая требует процесса, времени, как минимум сосредоточенности, уходит из их интересов. Казалось бы, минкульт должен защищать нас от минфина, происходит же все наоборот, – высказал наболевшее Валерий Фокин.


Порцию гнева в адрес властей выплеснул Сергей Афанасьев. По правую руку от Дома актера стоит его недостроенный театр, половину здания которого уже обжил банк, а по левую – сидят в кабинетах те, кому на это плевать.


– Десять лет вся страна ждет, простите за глобализм, когда построят театр. Ни мэру, ни губернатору не стыдно каждый день ездить на работу мимо недостроенного здания! Калягин три письма писал губернатору – никакого ответа. Бросить этот театр не только бесхозяйственно, но и антинародно. Если у правительства нет такого юридического механизма, грош цена такому правительству, – заявил Сергей Афанасьев.


Самое интересное, что правительство сидело рядом с Афанасьевым. Нельзя сказать, что ни один мускул не дрогнул у министра культуры Новосибирской области. Наталья Ярославцева взволнованно выслушала филлипику и выступила с речью в защиту чести мундира. А именно: потребовала от театральных деятелей конкретные предложения для областного закона о культуре.


– К первому июля представьте мне готовую концепцию по культуре. Мы должны прописать все нюансы, и 20 августа на правительстве будет утверждаться этот законопроект, – велела она.
Изменит ли новый закон положение в театре, наверняка обсудят на следующей Гильдии. А пока – ощущение катастрофы, неминуемой при разобщенности режиссеров и произволе чиновников. "Как в сумасшедшем хаосе сохранить себя?" – вот в чем вопрос.


Гильдия режиссеров, разумеется, театральную рутину не взорвет. Но она готова оказывать юридическую поддержку, помогать в трудоустройстве молодым специалистам и, что немаловажно, защищать авторские права. Режиссеры, оказывается, самые бесправные деятели. У них не только отнимают театры, но и производят надругательства над их творениями. Валерий Фокин отметил, что после выпуска спектакля каждый может делать с ним все что угодно - менять, переделывать и разрушать. Во избежание произвола спектакль должен стать объектом авторского права. То есть режиссерское решение спектакля должно быть записано и зафиксировано как авторское произведение.


В общем, путь к зрителю тернист и ухабист. Власть вставляет палки в колеса – режиссеры объединяются в гильдию. Спасение утопающих – дело рук самих режиссеров.

Другие статьи автора:
25.01.2016 Мертвые души: хором о России
08.01.2016 «Выживший»: Ди Каприо превратился в супергероя
27.12.2015 «Агенты праздников»: «ХА!МЫ!» взорвали бомбу
24.12.2015 Реставрация событий: война, деньги, медали
12.12.2015 «Поколение Маугли»: ищи свою правду
11.12.2015 Рождественский фестиваль: вторая молодость возможна

Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 6879 | комментариев:0

Комментарии
 

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
Выиграй билеты на «революцию»!ИТОГИВыиграй билеты на «революцию»!ИТОГИ
Разыграны билеты на трагикомедию «Девушка по имени Шамиль»
 Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ! Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ!
Sibnet.ru  и  интернет-магазин женской одежды Стиль завершили  конкурс  СТИЛЬНАЯ ОСЕНЬ!