Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

«Красный факел»: топ-7 спектаклей

18.05.2015 14:38 Рецензии

MORS завершает совершенно субъективный обзор лучших  драматических спектаклей Новосибирска, которыми надо пополнить культурный багаж перед летним отдыхом.

Мертвый сезон не за горами, а это значит никакого искусства – только море, солнце и вода! Новосибирские театры работают до конца июня, и еще есть время культурно провести время перед уходом в отпуск и на каникулы. В завершающей сезон афише Новосибирского академического драматического театра «Красный факел» спектакли разнообразного спектра – в русле известной классики, ультра-современные, а также в русле ультра-современной классики.

 

Все о женщинах


Афиша «Красного факела» пестрит однотипными названиями. Ключевое слово здесь «женщины» - не потому ли, что театр принято считать женским интересом? Краснофакельский хит-долгожитель  называется «Только для женщин!»;  в театральном кафе состоялась премьера «Пришел мужчина к женщине»; артист Константин Колесник, успешно продвигающийся в режиссуре, поставил камерную историю «Все о женщинах»;  «Женщина, которая вышла замуж за индюка»  - шведская комедия абсурда, оборачивающаяся русским психологическим театром с его рефлексией об одиночестве и невозможности быть самим собой.

Жанр «Женщины, которая вышла замуж за индюка» определен как «ситком в дух актах» - семейная история заставляет зрителей покатываться от смеха, хотя на самом деле  не до смеха  Чем решительнее персонажи отстаивают свою индивидуальность, тем нелепее выглядят в глазах тиранической мамы, которая вынуждает домочадцев сохранять видимость приличного семейства. Но   каждый живет в своем мире – безработный подросток периодически убегает в лес, вообразив себя зайцем, его взрослеющая сестра упивается несчастной любовью к мужчине с тюльпанами, а Мама заставляет Папу полюбить крысу из канализации. Индюк Роберт, за которого сопротивляющуюся девушку упорно выдают замуж, оказывается единственным человеком в этом паноптикуме. Смешной и одновременно грустный спектакль выворачивает наизнанку семейные ценности, у которых есть своя оборотная сторона.

Женщины – это еще и «сплошные эмоции в одном действии» (как сказано в подзаголовке), плюс хладнокровие, неуязвимость, скрытность, отстраненность, молчаливое напряжение на грани истерики в спектакле «Все о женщинах» по провокационной пьесе современного хорватского драматурга Миро Гаврана. Камерная постановка стала подлинным бенефисом  трех актрис -  это примы Татьяна Классина, Виктория Левченко и Антонина Кузнецова. У каждой – по пять ролей, в силу чего спектакль кажется густонаселенным, как улей. Перевоплощаясь мгновенно, виртуозно, безо всякого грима, они играют то  лесбийский треугольник,  то семейную драму, то маленьких девочек с игрушками, то потешных и трогательных пациенток дома престарелых. Вся жизнь этих женщин протекает в поиске мужчины, обретении мужчины, разочаровании в мужчине и неудовлетворенности отношениями с мужчиной.  Так и приходит старость.

 

 

Все о мужчинах


Пора бы обратить внимание на сильную половину человечества.  «Все о мужчинах» - вторая часть своеобразной дилогии от тех же режиссера и драматурга. «Все о мужчинах» - значит, только для женщин, и пусть они узнают, о чем думают и говорят их избранники. Пусть поймут, наконец, что для них важнее, семья или карьера, жена или друзья. Зачем нормальные мужики идут в стриптизеры, почему обрывают многолетнюю дружбу, отчего вступают в однополые связи? Может быть, кто-то считает выяснение отношений нудным и недостойным делом, но герои, выходя на откровенные разговоры и признания, начинают больше понимать о себе и о близких.  И о женщинах тоже. При этом Олег Майборода, Андрей Черных и Константин Телегин ловко уходят от пошлости или эпатажа, а юмор у них взлетает выше пояса,  хотя велик риск скатиться ниже. Все-таки, зря ругают современную драматургию.

Еще один своеобразный мужчина предстает в спектакле «Довлатов. Анекдоты». Это человек публичный, корреспондент советской газеты и заодно писатель.  В семье у него не все гладко,  но спектакль выходит за рамки семейной истории, так как приходится выяснять отношения с социумом. Одно редакционное задание комичнее другого, следующая ситуация еще абсурднее, чем предыдущая. Рефлексирующий интеллигент на каждом шагу сочиняет анекдоты  – и дарит на потеху окружающим, например: «- Напечатали рассказ?- Напечатали. - Деньги получил?- Получил. - Хорошие?- Хорошие. Но мало». В СССР он травил свои анекдоты милиционеру и был бит им за это под дых, а в Америке – читает на радио «Свобода», изнывая от бессмысленности существования. В СССР он бухал с Пушкиным - идеалом, воображением и бредом, а в Америке – с кем попало.  Эмигрировав из СССР в США, вечный скиталец вроде бы воссоединился с женой, нашел там стабильную должность и начал больше зарабатывать. Но счастливее не стал. Некуда приткнуться художнику, если нет гармонии с самим собой. А ее и не может быть, если нет гармонии в мире,  где живет безбожник Довлатов.

Общество заставляет быть человека таким, каким угодно обществу, и подчиняет своей воле. В лермонтовском «Маскараде» при звуках волшебного вальса Арама Хачатуряна светские львы и львицы, объединяясь в танце,  превращаются в кукол, двигающихся и мыслящих заученно и синхронно. Арбенин - пожилой дворянин с темным грузом прошлого - после многих лет уединения женился на юной особе и вернулся в светское общество обновленным. Не принесло счастья это обновление. Арбенин ослеплен последней любовью до такого состояния, что не способен ни видеть, ни чувствовать истинную природу вещей. Наделав глупостей и в результате отравив из ревности свою юную жену, он страдает еще сильнее, чем она, в предсмертных судорогах умоляющая о милосердии. В результате все оказывается тонко разыгранным действом, где Арбенин, считавшийся самым сильным и опытным, на самом деле марионетка - в руках и более ловких интриганов, и высшего света, и судьбы.

 

Все о религии


Самая трагическая история любви и ревности разворачивается в спектакле «KILL» - номинанте «Золотой маски», где в главной роли блистает Дарья Емельянова. Режиссер Тимофей Кулябин взял за основу сюжета древнюю пьесу Шиллера  «Коварство и любовь», переписав ее  в русле сегодняшнего дня и обогатив более современными текстами. И оказалось, что трагедия обусловлена вовсе не ревностью пылкого Фердинанда – это было бы слишком мелко. Странным образом «KILL» перекликается с «Маскарадом», где социум довлеет над личностью. Подлость, карьеризм, мстительность социума становятся сильнее любви. Социум использует влюбленных как инструмент в своих целях, разжигая в бедной Луизе жертвенность, которую якобы требует от нее бог. Безмерно страдая, она вынуждены скрывать мотивы своих поступков, ослепленная ложным чувством долга, стесненная религиозными постулатами. Скандальный баннер «Тангейзера» был потом, а сначала - баннер с Христом, моргающим кровавыми слезами. Христос молчит, позволяя совершаться убийству…

В  спектакле «Поминальная молитва» по рассказам Шолом-Алейхема бог тоже молчит, хотя к нему взывают, на него уповают, ему исповедуются. Он – необходимый собеседник и мерило нравственных качеств, хотя у персонажей разное представление о них. Главную роль по очереди играют два совершенно противоположных актера, и  26-27 мая в образе Тевье-молочника выйдет приглашенный из Петербурга Семен Фурман с его ироническим прищуром и вечными сомнениями в разумности мироустройства. Полсотни артистов, еврейский оркестр, танцы с цирковыми трюками, свадьбы, ссоры, проклятья, погромы, гонения, молитвы – все это вместилось в одну постановку. Дивная еврейская музыка с запредельным скрипичным соло и проникновенный вокал завораживают и просветляют. А вообще это спектакль о любви – матери и детей, мужчины женщины, людей и Бога. Несмотря на то, что «бога нет».

Другие статьи автора:
25.01.2016 Мертвые души: хором о России
08.01.2016 «Выживший»: Ди Каприо превратился в супергероя
27.12.2015 «Агенты праздников»: «ХА!МЫ!» взорвали бомбу
24.12.2015 Реставрация событий: война, деньги, медали
12.12.2015 «Поколение Маугли»: ищи свою правду
11.12.2015 Рождественский фестиваль: вторая молодость возможна

Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 12081 | комментариев:2

Комментарии
 

evu: 22.05.2015 20:10

Эдипа на вас нет!

 

gutiera: 23.05.2015 10:28

Цитата(evu @ 22.5.2015, 20:10)
Эдипа на вас нет!

А был ведь Эдип. Был. Давно, но был...

 

Обсуждение на форуме сибнет

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
Выиграй билеты на «революцию»!ИТОГИВыиграй билеты на «революцию»!ИТОГИ
Разыграны билеты на трагикомедию «Девушка по имени Шамиль»
 Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ! Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ!
Sibnet.ru  и  интернет-магазин женской одежды Стиль завершили  конкурс  СТИЛЬНАЯ ОСЕНЬ!