«Правнуки»: вещие сны о войне

30.05.2015 16:39 Рецензии

Новосибирский тамада с детства мечтал снимать кино – и деньги на свою мечту заработал на свадьбах.

Свадебный шоумен, а в юности - танцор студии пластики театра «Глобус»,  решил снять кино. Придумал идею, написал сценарий, собрал специалистов, сам же сыграл главную роль. «Это фильм, который любитель сделал с командой профессионалов», - говорит Антон Гребенщиков о своем проекте.

 

В съемках участвовали три десятка актеров из театров города – заслуженные Тамара Кочержинская, Павел Харин, Людмила Трошина из «Глобуса», Григорий Шустер, Сергей Новиков, Виктория Левченко из «Красного факеле», двое бывших новосибирцев, ныне известные по сериалам москвичи Александр Барановский и Дмитрий Мазуров, и разновозрастная молодежь.

Новосибирская кинокомпания «Акростих» (известная по фильму «Меня это не касается») устроила в кинотеатре «Победа» предпремьерный показ полнометражного художественного фильма Антона Гребенщикова «Правнуки», посвященного 70-летию нашего главного события.  Это военная драма о земляках, воевавших под Сталинградом в составе сформированного в Новосибирске 273-го полка войск НКВД – и о том, как от поколения к поколению происходит нравственное вырождение. Действие параллельно развивается в двух временных пластах – 1942 год и наше время; фронтовики-добровольцы предстают мечтателями и героями, а их правнуки – моральными уродами.

 

На этой антитезе строится весь сюжет. Диалоги прадедов зеркально отражаются в потомках, поступки одних оборачиваются противоположностью у других. На бойцов движется вражеский танк, а на тусовке в клубе «Pravda» обкуренные отморозки кривляются у игрушечного пулемета. Поколение сороковых мечтает о семье и детях, а отпрыски 21 века трепятся на тему «я ее хватаю за ж…, а она как заорет на весь автобус!». «Илюха, хочу, чтобы ты мне пообещал, что не будешь меня спасать. И о моих позаботишься. Обещаешь?». – «Обещаю, Серега, если ты обещаешь мне то же самое», - говорят друзья перед боем. Через 70 лет правнук Сереги струсил, бросив правнука Ильи подыхать в пьяной драке.  Колесо обозрения с праздными пассажирами зависло над набережной, как и вся их никчемная жизнь.

 

Эффект противопоставления усиливается тем, что одни и те же актеры сыграли по две роли – героев и их правнуков, похожих, как две капли воды, но лишь внешне. Вот здесь и задумаешься, как в одном человеке могут сочетаться взаимоисключающие качества. Какие именно проявятся, зависит от обстоятельств, от воспитания, от твоего времени, которое не выбирают.

Идея фильма ясна и прозрачна – спасибо, как говорится,  деду за Победу, спасибо внуку за разруху. Но автору важно привести нынешних парней к нравственному перерождению. Задача не из легких, ведь горбатого лишь могила исправит. Либо неординарное событие повлияет на его психику. Вот тут и вступает в силу мистическая составляющая «Правнуков».

 

У славного бойца Васи правнуков не будет. Перед первым и последним в его жизни сражением ему снится вещий сон: «Я никогда не появлюсь на свет, папа». Его полковые друзья Илюха и Серега успели создать семьи еще до войны.  Их дети и правнуки появятся на свет, а для чего? Через 70 лет сформировалось поколение имбецилов,  у которых ничего нет ни в голове, ни в душе. 

 

Но  правнукам, впервые задумавшимся о том,  кем были их предки, тоже снится сон. Один и тот же сон в одно и  то же время. Сон возникает и как бросок в прошлое, и как пророчество, и как образ мысли, блуждавшей в голове и вдруг получившей четкую формулировку. На могилу прадедов они приезжают совсем другими людьми.

Но сначала сон приснился режиссеру:

 

- Все мечтают снимать кино. Мечтал и я. Все думали – помечтает и бросит. И вдруг мне приснился сон, как я снимаю кино. Причем два актера играют там по две роли. Эта концепция меня зацепила. Проснулся и понял, что надо действовать. Подумал: когда мне станет сорок лет, пожалею ли, что не снял кино в тридцать три?

Он не замахивался на главную роль. Вообще не собирался никого играть, но, как сказал, не нашел того, кто вместе с ним бы прошел этот путь. Он много читал, изучал исторические документы, встречался с ветеранами. Рассказ одного из них вошел в сюжет фильма: боец по глазам товарища видит, сколько тому осталось жить. И вот, глядя в зеркало, понимает, что сам смертник. «Ну, это мы еще поглядим», - цедит сквозь зубы. Но от него уже ничего не зависит…

 

Съемочная группа вела себя на проекте героически. Елена Хабарова из театра Афанасьева гримировала по 20-30 человек на жаре. Платон Харитонов из того же театра отказался от оплаты. И не только он. Фильм уложился в бюджет 1 миллион 700 тысяч. При отсутствии государственного финансирования это бешеные деньги. Как говорит Антон Гребенщиков, 80% он сам заработал на  свадьбах, где развлекал народ тамадой. Привлекли спонсоров, объединили ресурсы из различных источников. Теперь осталось получить прокатное удостоверение и запустить «Правнуков» в прокат.

 

И пусть некоторые эпизоды сняты с одного дубля, и это бросается в глаза. Пусть  напрягает прямолинейность сюжета, диалоги не прописаны,  юмора не хватает, а деклараций хоть отбавляй. Зато «Правнуки» волнуют больше, чем иной отшлифованный высокобюджетный проект. Они бьют прямо в сердце, но не насмерть, а так, чтобы, живя дальше, чувствовать острее и помнить тех, кто выстроился в бессмертный полк. 

Другие статьи автора:
25.01.2016 Мертвые души: хором о России
08.01.2016 «Выживший»: Ди Каприо превратился в супергероя
27.12.2015 «Агенты праздников»: «ХА!МЫ!» взорвали бомбу
24.12.2015 Реставрация событий: война, деньги, медали
12.12.2015 «Поколение Маугли»: ищи свою правду
11.12.2015 Рождественский фестиваль: вторая молодость возможна

Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 8496 | комментариев:0

Комментарии
 

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
Выиграй билеты на «революцию»!ИТОГИВыиграй билеты на «революцию»!ИТОГИ
Разыграны билеты на трагикомедию «Девушка по имени Шамиль»
 Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ! Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ!
Sibnet.ru  и  интернет-магазин женской одежды Стиль завершили  конкурс  СТИЛЬНАЯ ОСЕНЬ!