Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

Хэллоуин втянул студентов в смертельный квест

25.06.2015 18:00 Рецензии

Новосибирский театр «Глобус», перед тем как проститься на лето,  устроил интригу с вовлечением зрителей в Хэллоуин, где пляшут зомби, монстры и ведьмаки.

Премьера театрального квеста «Розенкранц и Гильденстерн» по пьесе Тома Стоппарда еще не состоялась, а  он  уже стал жутко популярным в молодежных кругах. То ли армия поклонниц Никиты Сарычева (и кое-кого еще) пришла в боевую готовность. То ли маркетинг грамотно распустил слухи. То ли заворожило имя модного автора, как и само название – непонятное, но красивое. В общем, желающих попасть на предпремьерные показы было гораздо больше, чем могла вместить специально оборудованная на двести мест зрительская зона.

Премьера заявлена только в сентябре, так что выдавать суждения еще рано. Однако получен материал для осмысления, и с ним надо что-то делать. Например, посмотреть на жизнь с другой точки зрения, как это сделал Том Стоппард с эпизодическими персонажами   «Гамлета». Однокурсники заглавного героя Розенкранц и Гильденстерн у Шекспира играют вспомогательные роли, а Стоппард придумал им сюжет и вывел на первый план. И теперь они вынуждены по приказу короля шпионить за принцем,  будучи безмозглыми пешками в большой игре.

 

Не зря режиссер Алексей Крикливый определил свой спектакль как театральный квест. Бедным студентам  приходится бродить по лабиринту тайных смыслов и шарад, заданий и загадок. Но чтобы выбраться из этой свистопляски невредимыми, нужно знать правила игры. А они  даже не понимают, что вся жизнь – игра, или вся жизнь – театр, а люди в нем понятно кто, с той лишь разницей, что самые сметливые из них становятся профессионалами и получают деньги за свою игру.  Розенкранцу с Гильденстерном это не дано.

Никита Сарычев и Руслан Вяткин взаимодействуют по принципу «толстый и тонкий». Рыжий крепыш Розенкранц и худой верзила Гильденстерн отлично дополняют друг друга, но вдвойне умнее не становятся. В самом начале истории судьба подбрасывает им намек - подсказку в квесте, уцепившись за которую, можно нащупать единственно верную линию поведения. В затеянной ими орлянке монета восемьдесят пять раз подряд падает орлом. Простодушный Розенкранц относится к происходящему с радостью и любопытством. А болтливый Гильденстерн пытается дать объяснение необъяснимым вещам. Он несет околесицу о законе  средних  чисел, теории вероятности, подсознании, времени – вместо того чтобы просто принять абсурд как данность. Теперь все, что произойдет, будет лишено логики, к которой они привыкли. Но чем больше вопросов они будут задавать, тем  больше будут запутываться. И так и не смогут выпутаться из петли. Восемь трупов – это в представлении, которое затеяли бродячие лицедеи, после чего встали, отряхнулись и пошли. На самом деле трупа всего два – казнены через повешенье те, кто не умеет умирать понарошку.


Два друга, выхваченные из обычного течения времени, попадают в совершенно непонятное им искривленное пространство. В Эльсиноре бурлит сплошной и непрерывный хэллоуин, где мертвецы дают чудовищное косплей-шоу. Здесь вам и маски, и светящиеся тыквы, и соответствующие ритуалы. Становится не по себе, когда красавица Светлана Галкина появляется в образе Гертруды с размазанной помадой и черными кругами под глазами, путаясь в рыжих волосах и непрерывно гримасничая. Но именно такие выживают в таком мире. Гамлет и того хлеще – это готовый зек с уголовными замашками, и краска на его лице под цвет алой рубахи. Илья Чуриков в спектакле «Ворон» уже играет криминального авторитета под видом Короля, так что амплуа сложилось.  А еще он напоминает молодого Юрия Дроздова в давнем спектакле Сергея Афанасьева «Сны Гамлета», где датский принц тоже обращался с Гертрудой, как насильник со шлюхой.

Самые изысканные маски - у бродячих актеров, а у предводителя труппы самый эпичный костюм. Иван Басюра, обмахиваясь большим дамским веером, играет не бесполое существо, а существо вне пола - некоего носителя истины, воплотителя идеи, распорядителя шоу, законодателя мод. Поначалу кажется, что Розенкранц и Гильденстерн вольны им управлять, но это было задумано им как часть игры. «Вы не понимаете этого унижения - быть  лишенным  единственной  вещи, которая делает эту жизнь выносимой, - сознания, что кто-то смотрит», - якобы изливает он душу, а на самом деле задает тон.  Эта тема и становится главной.  


«Мы  - актеры, мы нечто обратное людям!» - провозглашает герой Ивана Басюры. Кто же в таком случае люди? Зрители? Ну уж нет, ведь во втором акте их пересаживают из зрительного зала на сцену, и они становятся участниками Хэллоуина. Люди в этом спектакле - только Розенкранц и Гильденстерн. Только они -  без масок и только они не играют. Потому что не умеют. Можно было бы сказать, что только эти двое - подлинные, если бы они понимали, что происходит. Но они попали в мышеловку, и мышеловка захлопнулась.

 

Кстати, в «Глобусе» уже была мышеловка, уже был спин-офф «Гамлета» -  когда и слова-то такого не знали. В 90-х годах прошлого века на этих подмостках играли «Убийство Гонзаго»  болгарского драматурга Недялко Йорданова. Его героями были те самые бродячие актеры, которые давали в Эльсиноре пьесу по наущению Гамлета. Они играли только на сцене – а в жизни оставались людьми с их любовями, изменами, страхами и падениями. Им было позволено выходить из игры и становиться самими собой без страха смерти. Потому что время было другое.
 
 

Другие статьи автора:
25.01.2016 Мертвые души: хором о России
08.01.2016 «Выживший»: Ди Каприо превратился в супергероя
27.12.2015 «Агенты праздников»: «ХА!МЫ!» взорвали бомбу
24.12.2015 Реставрация событий: война, деньги, медали
12.12.2015 «Поколение Маугли»: ищи свою правду
11.12.2015 Рождественский фестиваль: вторая молодость возможна

Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 8037 | комментариев:2

Комментарии
 

andreiobchin: 25.06.2015 21:25

Жуть....

 

zaikaзоп: 27.06.2015 11:29

какая то жалкая неудачная пародия на буржуйско-амерский театр..

 

Обсуждение на форуме сибнет

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
Выиграй билеты на «революцию»!ИТОГИВыиграй билеты на «революцию»!ИТОГИ
Разыграны билеты на трагикомедию «Девушка по имени Шамиль»
 Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ! Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ!
Sibnet.ru  и  интернет-магазин женской одежды Стиль завершили  конкурс  СТИЛЬНАЯ ОСЕНЬ!