Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

Тридцать лет без права на гастроли

08.07.2015 16:28 Рецензии

Бессмысленность и торжество бытия показал Норильский заполярный театр драмы, гастроли которого завершились в Новосибирске.

Через тридцать лет после гастролей в Новосибирске самый северный театр мира вновь приехал сюда с гастролями. А затем отправился покорять сердца омичей.

 

Вера после суицида

 

Рискованно было привозить в Новосибирск «Бенефис Геннадия Несчастливцева» по «Лесу» Островского. Летом в театр ходит квалифицированная публика, а у нее с «Лесом» особые отношения. Во-первых, до сих пор помнят «Лес» Григория Козлова, 15 лет назад игравшийся здесь же, на подмостках «Красного факела», в рамках Рождественского фестиваля, и показавший, что такое настоящие чувства и большие актеры. Во-вторых, Роман Самгин поставил в «Глобусе» полную противоположность норильскому театральному гимну - самый беспощадный, ироничный и смешной «Лес» всех времен и народов. Кстати, бывший норильчанин Лаврентий Сорокин тоже играет Несчастливцева, как и его давний партнер Сергей Ребрий.

Но гастрольную неделю Норильский заполярный театр драмы должен был открыть именно «Лесом», ведь в нем сделана прямая заявка на место театра в жизни. Именно с таким отношением, продиктованным самой  ударной премьерой года, следовало воспринимать последующие постановки гастрольной недели. Тем более учитывать, что театр для Норильска, где бушует черная пурга и властвует полярная ночь, – больше чем театр. Он помогал выживать ссыльным в стародавние времена, когда еще не было города, - он примиряет человека с действительностью и сегодня.

 

«Бенефис Геннадия Несчастливцева» в постановке главрежа Анны Бабановой - это жизнь в формах театра. Сцену закрывает противопожарный занавес, а за ним – ряды зрительских кресел среди карликовых берез. Помещица Гурмыжская держит крепостную труппу, ставит мини-спектакли, в которых она, разумеется, прима. Cамодеятельные актеры разыгрывают то мелодраму про смертельную болезнь Гурмыжской, то религиозный трагифарс, то водевиль «Свадьба с Алексисом». Вечный странник Несчастливцев попал в родную среду?

 

Если Гурмыжская живет, играя, то Несчастливцев играет, живя. Если у нее – театр в отсутствии подлинных чувств, то у него – чувства, рождающие театр. Сергей Ребрий показывает своего Несчастливцева разным, переменчивым, текучим, универсальным актером, которому подвластно все. Но по призванию он – трагик, и его суть полностью раскрывается в ключевом эпизоде с Аксюшей.

 

Бедную сироту, откачав после прыжка в реку, неистово обращают в театральную веру. Главные фигуры театра находятся на пределе душевных сил, на грани между жизнью и смертью, на пороге иной реальности. Шлюзы открыты целиком, вода хлещет потоком, свобода бурлит, жилы вибрируют, струны лопаются, звезды взрываются, небеса раскалываются, посылая благословление верующим. И нет больше ни Гурмыжской с ее фальшивыми подмостками, ни дворни, прозябвющей в театральном рабстве, ни пубертатного Пети с его папашей-тираном. Здравствуй, новая жизнь! Тут и наступает финал спектакля – неожиданный и шокирующий.

 

Гений против раба

 

В таком театре только Чехова и играть. «Братья Ч.» Тимура Насирова по пьесе Елены Греминой основаны на записках и письмах Антона Чехова. Это спектакль из того рода чудес, когда не понимаешь, как оно сделано. Хотя сами же рассказывают – вышло из лаборатории современной драматургии, из репетиций, из этюдов. Внешне спектакль и выглядит, как этюд. На сцене лишь стол, стулья и школьная доска; актеры читают текст с листа; черновики так и не написанного романа мнутся, мокнут, кружат в воздухе, как чайки; мел крошится на ослепительные осколки (как у нас в «Онегине»), с ног до головы осыпая фигуры в черном. Документальное повествование обращается захватывающей историей взаимоотношений, ставшей потом и «Чайкой», и «Дядей Ваней», и сюжетом для небольшого рассказа.

Почему невозможна взаимная любовь? Зачем нужно самопожертвование? Чем отличается «служить» от «обслуживать»? Как выдавить из себя раба? Стоит ли доказывать свое месте в мире? Вопросы, бурлящие в творчестве Чехова, произошли отсюда, из нарисованного мелом озера, из именья, где родные люди никак не могу договориться друг с другом.

 

Гений формируется благодаря среде или вопреки ей? Семейная рутина, разорившийся отец, паразитирующие братья, влюбленные женщины, почуявшие наживку в виде расцветающего таланта, могли бы задавить живое, высосать все соки, утянуть за собой в болото. Или дать пищу для безжалостной пьесы о вырубке вишневого сада. Может, жизнь и есть вырубленный сад, ведь Антон Палыч по отношению к ней иллюзий никогда не питал.

 

Жизнь страшнее смерти

 

Не питал иллюзий и Виктор Астафьев, показавший войну, в которой не бывает ни героев, ни побед. Пьеса Нины Садур «Снегири» по его прозе полна метафор и символов, и спектакль Тимура Файрузова передает морок реальности, который нельзя оправдать никогда и ничем.

 

Близнецы Снегиревы убегают из части домой попить молочка от отелившейся коровы – и возвращаются с мешком еды для солдат, сходящих с ума от голода. Светлые, простодушные, беззащитные, наивные пацаны, перебивая друг друга, пытаются рассказать военному начальству, что произошло, и еще не знают, что трибунал неизбежен. Остальные полегли на поле боя, в живых остался один Лешка Шестаков. Лишь ему дано узнать, что жизнь страшнее смерти, и после войны стало еще хуже, чем на фронте. Бытие катастрофично по умолчанию, а война – сгусток внешних сил, что довлеют над людьми.

 

Украина дарит сказку

 

Но нет, жизнь – это яркие краски, это феерия, это игра! Иначе в Норильске не выдюжишь. Жизнь – это праздничные юбки и шаровары с узорами, народные колядки и перебранки с чертями. Это уютные домики под пеленой снега, которые вдруг превращаются в сундуки, и из них выскакивают щедрые дарители. И вот уже в твоем мешке ватрушки, колбасы и даже черевички от самой царицы.

 

И если фантазия Тимура Файрузова «Ночь перед Рождеством» вызывает сомнения относительно приторной стилизации под Украину, то лазерное петербургское шоу в ней выполнено иронично и остроумно. Неоновые объекты, флуоресцентные прикиды, механическая музыка, компьютерные голоса ночного клуба - это и есть слепок современной столицы, откуда кузнец Вакула, схватив подачку царицы бала, понесся домой как ошпаренный.

 

Домой, домой, в родную Диканьку – к теплым печкам, дымящимся трубам, ярким краскам на фоне черного неба. Очень хочется счастья. Или просто праздника. А если очень хочется, то будет?

Другие статьи автора:
25.01.2016 Мертвые души: хором о России
08.01.2016 «Выживший»: Ди Каприо превратился в супергероя
27.12.2015 «Агенты праздников»: «ХА!МЫ!» взорвали бомбу
24.12.2015 Реставрация событий: война, деньги, медали
12.12.2015 «Поколение Маугли»: ищи свою правду
11.12.2015 Рождественский фестиваль: вторая молодость возможна

Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 8806 | комментариев:0

Комментарии
 

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
Выиграй билеты на «революцию»!ИТОГИВыиграй билеты на «революцию»!ИТОГИ
Разыграны билеты на трагикомедию «Девушка по имени Шамиль»
 Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ! Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ!
Sibnet.ru  и  интернет-магазин женской одежды Стиль завершили  конкурс  СТИЛЬНАЯ ОСЕНЬ!