Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

«Конец прекрасной эпохи»: человек обречен на счастье!

01.10.2015 14:31 Рецензии

Патриарх отечественного кино Станислав Говорухин к 25-летию смерти Сергея Довлатова снял неожиданно остроумный и в то же время безысходный фильм по его новеллам и записным книжкам.

Нарезку черно-белых документальных кадров с Высоцким, Окуджавой, Ахмадуллиной завершает мужицкий кулак Хрущева: прекрасная эпоха, говорите? Я вам покажу прекрасную эпоху! Я вам покажу кузькину мать! Дальше – тоже черно-белые кадры, но уже художественный образ времени после оттепели, 1969 год, совок накануне застоя.

Станислав Говорухин не раз подчеркивал, что замысел фильма  «Конец прекрасной эпохи» по произведениям Сергея Довлатова возник у него давно, ведь в их юности  много общего. Будущему режиссеру тоже пришлось поработать в советских СМИ. Но дальше пути не совпадают. Один так и не примирился с системой и эмигрировал в США. Другой нашел компромиссы, стал государственным человеком, придумал собирательного героя Андрея Лентулова, который говорит довлатовскими словами и смотрит на мир довлатовскими глазами.

 

Свобода поманила - и улетучилась. Дух свободы остался внутри, а снаружи – законы партийной печати. Теперь каждый пишет, как он дышит, лишь в антисоветских опусах, а на работе в редакции будьте любезны врать. Умному человеку работать журналистом терпимо потому, что это якобы ближе всего к писательству. Рабочий инструмент один и тот же – слово, правда, используется оно по-разному. Зато писательский дар позволяет изучить и показать редакцию газеты «Советская Эстония» изнутри, поизгаляться над золотыми, а также серебряными перьями, включая себя, отточить производственные диалоги – заготовки для будущих шедевров, подтекст которых редактор Генрих Францевич (Борис Каморзин) не просекает: «Он еще и голубой. – Что это значит? – Так называют гомосексуалистов. Он к вам не приставал? – Приставал. Руку мне, журналисту, подал. То-то я удивился».

 

Если кто ностальгирует по тем временам, якобы воспитавшим чистых и светлых людей, тот, видать, не вкусил советской свободы слова. Тот не перепечатывал запрещенный журнал «Грани» под обложкой Чехова. Тот не читал советских газет, где торжествовал махровый советский штамп. И уж тем более не трудился в них, когда приходилось ваять шедевры про публикабельных младенцев, обреченных на счастье, и передовых доярок, на письмо которых тов. Брежнев ответил раньше, чем они его отправили. Редактор дает Лентулову ответственные задания, а тот, сохраняя самоиронию и невозмутимость, превращает их в анекдоты. Крайняя степень абсурда воплотилась в этих двух ключевых новеллах из «Компромисса». «Джамайка» в таллиннской рюмочной, Twist & Shout на коровьей ферме своим несоответствием с реалиями  уводят происходящее в какой-то сюр, откуда нет выхода. Хотя его находит фотокор Жбанков, именующий себя фотохудожником (Федор Добронравов): думать не надо вообще, в этом и выход. Не думает он с помощью алкоголя, который выручает его везде, на каком бы задании тот ни находился. Лентулова тоже выручает, но не до такой же степени. В отличие от самого Довлатова, Лентулов не болеет с похмелья.

 

«Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав, к сожалению, трудно...» - писал Бродский в том же году в   стихотворении с тем же названием. Сотрудники «Советской Эстонии» открыто не бунтуют, а пытаются приспособиться к эпохе свершений и остаться при этом личностью.  «Литератор должен публиковаться. Разумеется, не в ущерб своему таланту. Есть такая щель между совестью и подлостью. В эту щель необходимо проникнуть. — Рядом с этой щелью волчий капкан установлен. - Надо его осторожно обойти», - философствуют они на пьянках. Лентулову обойти капкан не удается - его диссидентская рукопись попадает в органы. Автора разбирают на редколлегии; друзья-собутыльники ведут себя принципиально, как и положено коммунистам. А после решения об увольнении собираются в фотолаборатории, напиваются, братаются, сострадают, советуют. Да, вот так они и жили, эти прекрасные люди советской эпохи.

 

Персонажи, которых Довлатов выписал в «Компромиссе» и «Ундервуде», в фильме Говорухина уменьшились количеством, но в колоритности не потеряли. Особенно хороши эстонцы. Из-за незнания русского разговорного языка они переиначивают смысл слов, что рождает комический эффект. «У тебя есть друзья, такие же подонки, как и ты?» - дружелюбно спрашивает хорошенькая коллега, решившая с помощью Лентулова приобрести сексуальный опыт. Лентулов помогает деликатно и опосредованно. Молодой актер театра Моссовета Иван Колесников дьявольски хорошо собой, и даже не верится, что его герой с внешностью плейбоя совершенно не соответствует навешанному на него ярлыку «самого аморального типа». Ну не виноват Лентулов, что бабы сами на него вешаются, причем западают исключительно на его товарный вид, а духовных исканий не понимают. Оказывается, Светлана Ходченкова может играть не только роковых красоток - у основной женщины Лентулова вечный укор в глазах и ни капли юмора в голове. Потому ему и скучно, потому и не стремится создать семью, потому его ничего и не вдохновляет. «Убегаете от нас?» - отдавая трудовую книжку, прощается с Лентуловым зав. отдела кадров предыдущей редакции в начале его истории. «От вас не убежишь», - философски замечает уволенный. Аналогичное прощание с газетой «Советская Эстония» окольцовывает композицию. Лентулов сел в поезд и поехал в никуда.

 

Служба надзирателем на зоне, о чем Лентулов написал «антисоветский» роман, уже позади. Эмиграция, если соотносить с биографией Довлатова, еще впереди. В спектакле «Довлатов. Анекдоты» новосибирского театра «Красный факел» скитальческая эпопея раскрывается хронологически шире. Уехав в США, он получил свободу и достаток, но счастливее не стал. Ведь Художник, где бы и когда он ни находился, всегда живет в конце прекрасной эпохи. Возвращаясь к фильму, вспомним афоризматичного Сергея Гармаша, чей офицер милиции прогнозировал: «Дать нам свободу - мы тут же глотки друг другу перегрызем». Как в воду глядел.

Другие статьи автора:
25.01.2016 Мертвые души: хором о России
08.01.2016 «Выживший»: Ди Каприо превратился в супергероя
27.12.2015 «Агенты праздников»: «ХА!МЫ!» взорвали бомбу
24.12.2015 Реставрация событий: война, деньги, медали
12.12.2015 «Поколение Маугли»: ищи свою правду
11.12.2015 Рождественский фестиваль: вторая молодость возможна

Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 9569 | комментариев:3

Комментарии
 

ВЛАДИМИР ШАДРИН: 02.10.2015 20:32

СЕЙЧАС ПРИ ОЛИГАРХИЗМЕ , КОНЕЧНО, ДОВЛАТОВ СВОБОДНО БЫ ТВОРИЛ.... КОМУ БЫ НУЖНЫ БЫЛИ ЕГО ТВОРЕНИЯ...

 

gomologos: 03.10.2015 05:34

Говорухин хамелеон. Веры ему нет.

 

pash: 03.10.2015 13:16

Цитата(ВЛАДИМИР ШАДРИН @ 02.10.2015, 20:32)
СЕЙЧАС ПРИ ОЛИГАРХИЗМЕ , КОНЕЧНО, ДОВЛАТОВ СВОБОДНО БЫ ТВОРИЛ.... КОМУ БЫ НУЖНЫ БЫЛИ ЕГО ТВОРЕНИЯ...

Как кому? Той же олигархии конечно - творил бы на тему как ужасно было раньше, как прекрасно сейчас, хлебная же тема.

 

sobako: 07.10.2015 16:31

"Если кто ностальгирует по тем временам, якобы воспитавшим чистых и светлых людей, тот, видать, не вкусил советской свободы слова. Тот не перепечатывал запрещенный журнал «Грани» под обложкой Чехова. Тот не читал советских газет, где торжествовал махровый советский штамп."

Противоречивая фраза - не "потому что", а "вопреки" - школоте не понять.

 

Обсуждение на форуме сибнет

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
Выиграй билеты на «революцию»!ИТОГИВыиграй билеты на «революцию»!ИТОГИ
Разыграны билеты на трагикомедию «Девушка по имени Шамиль»
 Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ! Конкурс «Стильная осень» ИТОГИ!
Sibnet.ru  и  интернет-магазин женской одежды Стиль завершили  конкурс  СТИЛЬНАЯ ОСЕНЬ!